Захар Виноградов, РИА Новости
После событий у Верховной рады лично для меня самым удивительным оказалось почти полное отсутствие внятных комментариев экспертов и ведущих политиков Украины, в том числе и политэмигрантов.
Не сказать, чтобы их не было совсем, но вот внятных, понятных и системных объяснений происходящего не было. Телефоны экспертов были отключены, известные украинские оппозиционные политики, у которых мы пытались получить оперативные комментарии, либо были вне досягаемости, либо "на выезде". Это может свидетельствовать о том, что привычная, сложившаяся схема взаимоотношений в украинском обществе рухнула.
Из выступления президента Украины Петра Порошенко, которое транслировали украинские каналы в понедельник вечером, следует, что и глава государства, оставаясь в плену трафаретных лозунгов и терминов — "происки агрессора", все это затеяли "противники нашей независимости", "никакой федерализации", "мы не пойдем на поводу у Кремля" — не до конца осознает масштабность происходящего.
А ведь то, что произошло, — преддверие полномасштабной гражданской войны на Украине.
Проблема в том, что украинские политики и эксперты за полтора года, прошедшие после государственного переворота (или "революции достоинства", по терминологии провластных украинских политологов), то есть с февраля 2014 года, сложили определенную политическую схему взаимоотношений, которая в нынешних условиях не сработала.
Схема следующая. Существует антироссийское, прозападное политическое руководство страны, которое возглавляет президент Порошенко. При этом в администрации президента не отрицают прозападной ориентации. С точки зрения российского экспертного сообщества, эта прозападная ориентация трактуется (вероятно, совершенно справедливо) как внешнее управление страной.
Существует на Украине и официальная оппозиция в лице "Оппозиционного блока", возглавляют который младшие олигархи эпохи Януковича, ныне депутаты парламента страны. Это бывший глава администрации президента и партнер олигарха Дмитрия Фирташа Сергей Левочкин, бывший вице-премьер правительства по энергетике и также многолетний партнер Фирташа Юрий Бойко и бывший вице-премьер правительства (отвечал за подготовку страны к чемпионату Европы по футболу в 2012 году), партнер и родственник Рината Ахметова Борис Колесников. Таким образом, в оппозиционном блоке собрались не только представители самых крупных олигархов Украины, но и давние партнеры бизнесмена Петра Порошенко.
Поэтому, видимо, схема "власть и оппозиция" действовала безупречно. Порошенко привычно вещал о "происках агрессора", оппозиция, чьи финансовые спонсоры производством и бизнесом в значительной степени связаны с Россией, в свою очередь привычно пропускали всю эту политическую трескотню мимо себя.
На периферии властного плеча находится премьер Арсений Яценюк с его слабыми попытками подыграть олигархам и пощипать от их имени президента. А у "Оппозиционного блока" есть удобное шило для властной вертикали в лице Радикальной партии Украины Олега Ляшко, которая, формально входя в правящую коалицию с "Батькитвщиной" и "Народным фронтом", всегда использовалась в качестве "мелкого политического агрессора". На Украине в политических элитах хорошо знают, что главным спонсором Радикальной партии является один из руководителей "Оппозиционного блока".
А уже за оболочкой этой политической схемы находились "Свобода", "Правый сектор" и прочие радикалы, либо совсем неуправляемые, либо вполне управляемые, то есть берущие политический заказ на исполнение различных политических волнений и требований.
В этой схеме были эксцессы — типа столкновения в Мукачево, где "Правый сектор" по заказу одного из местных олигархов наехал на милицейскую "крышу" другого. Но и это была привычная для Украины партитура, исполняемая чуть ли не ежедневно и чуть ли не повсеместно.
Вчера эта привычная схема взаимоотношений в политических элитах страны рухнула. Или если не рухнула, то точно дала трещину.
Что произошло
Хорошо темперированная радикальная оппозиция, выйдя на улицу к Верховной раде, неожиданно, во многом даже для самой себя, вернее для ее руководителей, оказалась в огневом противостоянии с властью, парламентом, правоохранителями.
По той растерянности, которая явно проявлялась властителями радикальных дум Ярошем ("Правый сектор") и Тягнибоком (ПО "Свобода"), видно, что столь кровавого с последствиями и для их политической репутации и для репутации их сторонников финала они не ожидали. Да, они организовали шумный митинг у Верховной Рады, да, они собирались привычно потрепать нервы верховной власти, но не собирались начинать Третьего Майдана — для этого сейчас нет ни ресурсов, ни фундаментальных оснований. Во всяком случае, пока нет. А тут — война, выстрелы, более 100 пострадавших, два смертельных ранения.
Что же произошло с официальными оппозиционерами? Просочилась информация, что в ночь перед голосованием руководство фракции вело усиленные переговоры с представителями администрации президента. И договорились. Предмет договоренностей, предполагают некоторые аналитики — возможность участия "Оппозиционного блока" в местных выборах, в том числе и на территории Луганской и Донецкой областей, где предполагалось вообще выборы не проводить.
Думаю, это не так или не совсем так. Главная тема переговоров, скорее всего, была другая, — ослабление давления на бизнес главных олигархов страны Фирташа и Ахметова, являющихся и главными спонсорами "Оппозиционного блока", и последующий допуск их к приватизации государственных объектов, прежде всего портов Украины.
Что не сработало
Понедельничное голосование за президентскую версию поправок в Конституцию ставит жирный крест на политической оппозиции "Оппозиционного блока". Во всяком случае, политтехнологам этого движения придется крепко попотеть, чтобы отмыть его от обвинений в сотрудничестве с "хунтой".
Неожиданно повела себя парламентская фракция "Самопомощи" львовского мэра Андрея Садового. На прошлогодних выборах в Верховную раду эта новорожденная политическая партия шла как спарринг-партнер президентского "Блока Петра Порошенко", а теперь, почти год спустя, не только проголосовала большинством голосов против президентского проекта Конституции, но и исключила из своих рядов пять депутатов, проголосовавших за Конституцию.
Очевидно, что Андрей Садовой, нынешний львовский мэр и неформальный глава партии "Самопомощь", не просто рвет политический союз с президентом, а недвусмысленно переходит к нему в оппозицию, что говорит о его президентских амбициях на следующих выборах главы государства в 2019 году.
Президенту Порошенко вплоть до следующего, уже окончательного голосования за проект новой Конституции придется продемонстрировать "Оппозиционному блоку" твердость своего слова и выполнить если не все, то укладывающийся в этот временной отрезок (до конца года) обязательства. Иначе на следующем голосовании ему не собрать столь необходимых 300 голосов депутатов (на этом он собрал максимум для себя возможного — 265 голосов, но этого при перовом чтении было вполне достаточно).
Итоги для Порошенко
Проиграл Петр Порошенко или выиграл этот раунд политической борьбы? В тактическом смысле — выиграл, потому что, несмотря на политический карнавал в зале заседаний парламента и кровавые столкновения у его дверей, все же провел успешное голосование.
А стратегически, наверное, проиграл. Потому что, во-первых, выяснилось, что в стране появилась реальная праворадикальная и неуправляемая, во всяком случае, известными обществу политиками вооружённая оппозиция. Во-вторых, он получил и реальную и вполне себе респектабельную оппозицию в лице "Самопомощи". А в засаде у него еще сидит формально входящая в коалицию, но так же проголосовавшая против новой Конституции "Батькивщина" Юлии Тимошенко.
Но самое главное — теперь стало ясно, что на Украине есть радикальные силы, вооруженные и никем пока неуправляемые, но имеющие своей целью свержение существующего режима. Того самого режима Петра Порошенко, который демонстрировал неумеренную антироссийскую риторику, говорил, что не допустит федерализацию страны, открыто противостоял ДНР и ЛНР. И все-таки, по мнению этой уличной оппозиции, оказался недостаточно радикален.
Эта радикальная оппозиция, выросшая в ходе второго Майдана и антитеррористической операции, вскормленная на антироссийской риторике пропагандистов Порошенко, в понедельник фактически показала, что готова идти дальше Порошенко, готова к началу гражданской войны на Украине, готова к жертвам и вооруженным столкновениям.