МОСКВА, 31 авг — РИА Новости. Верховная рада Украины приняла в понедельник в первом чтении проект изменений в Конституцию, предложенный ранее президентом Петром Порошенко и предусматривающий децентрализацию страны; однако на фоне этого у здания Рады начались уличные беспорядки, в ходе которых, по последним данным, пострадали около 100 человек.
Киев преподносит эти реформы как выполнение обязательств в рамках Минских соглашений. Однако в действительности они имеют весьма отдаленное отношение к этому процессу. В Минске договаривались, что к работе над поправками в Конституцию будут привлечены представители Донецка и Луганска, что в Основном законе будет прописан особый статус Донбасса. В итоге этого не случилось.
Под сирены и взрывы
Обсуждение поправок проходило в обстановке, приближенной к боевой. Причем как внутри Верховной рады, так и за ее стенами. О своем категорическом неприятии документа еще до голосования заявили Радикальная партия, "Батькивщина", а также почти в полном составе фракция "Самопомощь". По их мнению, поправки дают слишком много полномочий Порошенко и Донбассу.
Глава фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко вообще утверждает, что поправки в Конституцию делаются с подачи Москвы. "У кого-то есть сомнения, что в геополитических кулуарах было договорено о принятии таких изменений в Конституцию с Россией? Сомнений нет", — сказала она.
Возле Верховной рады события развивались еще драматичнее. Возле парламента собралось несколько сотен противников поправок в Конституцию. Узнав о принятии законопроекта, они попытались штурмовать Раду, атаковали сотрудников спецназа палками, бросали в них дымовые шашки. Правоохранители в ответ применили слезоточивый газ. А затем дело дошло и до кровопролития. Кто-то из митингующих бросил в спецназовцев боевую гранату.
"Несколько военнослужащих Национальной гвардии получили тяжелые ранения. Их жизнь в опасности. МВД осуществляет первоочередные действия по поиску и задержанию провокаторов", — сообщил в Facebook советник главы МВД Украины, депутат Антон Геращенко.
Донбасс без статуса
Из-за чего же в Киеве разгорелись такие страсти? Предложенные президентом изменения Конституции предусматривают трехуровневую систему местного самоуправления. Предполагается, что система административно-территориального устройства будет состоять из регионов, районов и общин, община может включать один или несколько населенных пунктов — громад. Именно общинам предлагается передать самые большие полномочия и финансовые ресурсы.
Представителем государства (префектом) на местах будет лицо, которое назначается и увольняется президентом по представлению правительства. Кроме того, согласно разработанным поправкам, президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия местных органов власти (мэров, а также городских, районных и областных советов) с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на один год. По мнению Порошенко, это позволит ему быстро реагировать на "проявления местного сепаратизма".
"Особенности местного самоуправления не дадут шанса наделить отдельные районы Донбасса чрезмерными полномочиями, потому что самоуправление может осуществляться только в рамках Конституции и законов Украины", — подтвердил в понедельник представитель президента в Верховной раде Степан Кубив.
Не по "Минску"
Таким образом, получается, что, несмотря на то, что изменения Конституции преподносятся Киевом как большой шаг по пути к выполнению Минских соглашений, в действительности это, мягко говоря, не совсем так.
Стороны конфликта договорились в Минске в феврале, что до конца года на Украине должна пройти конституционная реформа с учетом интересов Донбасса. По словам киевских властей, именно это сейчас и происходит. Однако самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики считают, что при разработке президентского проекта были нарушены минские договоренности, так как представители ДНР и ЛНР не были привлечены к работе над поправками. Представители ДНР и ЛНР также подчеркивают, что особый статус Донбасса должен быть прописан прямо в Конституции, а не определяться отдельным законом.
Он напомнил, что представители Донецка и Луганска неоднократно направляли Киеву и ОБСЕ свой вариант конституционных изменений, который готовы были согласовать. "Но учитывая, что этого не было сделано, то, что происходило в Верховной раде, это их внутреннее дело, это имеет мало отношения к комплексу мер", — добавил Пушилин.
В то же время он заявил, что принятый Радой проект мог "бы быть промежуточным шагом для Украины". "Следующим шагом нужно было бы принять то, что мы предлагали, что мы готовы согласовать", — продолжил Пушилин.
Если же Киев решит оставить принятый в первом чтении законопроект "за основу, то эту путь в никуда", подчеркнул полпред ДНР.
Москва не видит реформ
"Была встреча в Женеве в апреле 2014 года (с участием госсекретаря США Джона Керри, главы европейской дипломатии Кэтрин Эштон, и. о. главы МИД Украины Павла Климкина, главы МИД РФ Сергея Лаврова), мы там приняли заявление, в котором было сказано, что необходимо немедленно начать общенациональный диалог с участием всех регионов и всех политических сил Украины для того, чтобы осуществить конституционную реформу. Это было в апреле 2014 года. Уже прошло более полутора лет. И вот это обязательство Украины немедленно начать конституционную реформу — оно никуда не сдвинулось", — отметил российский министр.
По его словам, "вопреки тому, что в феврале этого года в Минске все было подробнейшим образом прописано", "никакой реформы никто не проводит".
Четверть мера
В Киеве, однако, заявляют, что принятые сегодня поправки — это уже успех, хотя, конечно, их недостаточно. Так считают даже оппозиционные политики.
"Мы реально сталкиваемся с созданием конфликта между префектом и председателем совета, председателем исполкома совета, и, конечно же, мы становимся заложниками реального двоевластия в регионе. Но ликвидация государственных администраций и создание местных советов — лучше, чем абсолютная власть государственных администраций, как это имеет место сегодня", — отметил украинский депутат.