КИЕВ, 20 авг — РИА Новости. Парламент Украины в конце августа соберется на внеочередное заседание для рассмотрения в первом чтении конституционных поправок в части децентрализации власти. Камнем преткновения может стать предложение президента закрепить норму об определении особого статуса Донбасса отдельным законом в переходных положениях проекта Конституции.
Эксперты не исключают, что у главы украинского государства Петра Порошенко могут появиться дополнительные аргументы в переговорах с парламентскими фракциями после его встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Франсуа Олландом, которая назначена на 24 августа.
Сложная процедура
Конституционный суд (КС) Украины в конце июля огласил решение, которым признал соответствующим Конституции президентский проект изменений Основного закона по децентрализации власти. Суд также признал конституционной норму переходных положений проекта, которая предусматривает, что особый статус Донбасса определяется отдельным законом.
Предложенные президентом изменения предусматривают трехуровневую систему местного самоуправления. Предполагается, что система административно-территориального устройства будет состоять из регионов, районов и общин, община может включать один или несколько населенных пунктов — громад. Именно общинам предлагается передать самые большие полномочия и финансовые ресурсы. Представителем государства (префектом) на местах будет лицо, которое назначается и увольняется президентом по представлению правительства. Кроме того, согласно разработанным поправкам, президенту предоставляется право досрочно прекращать полномочия местных органов власти (мэров, а также городских, районных и областных советов) с возможностью назначения прямого президентского правления через специального уполномоченного сроком на один год. По мнению Порошенко, это позволит ему быстро реагировать на проявления местного сепаратизма.
Согласно минским договоренностям, конституционная реформа с учетом интересов Донбасса должна пройти до конца 2015 года. Власти самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) считают, что при разработке президентского проекта изменений в Конституцию были нарушены минские договоренности, так как представители республик не были привлечены к работе над поправками. Представители ДНР и ЛНР также подчеркивают, что особый статус Донбасса должен быть прописан прямо в Конституции, а не определяться отдельным законом.
Раскол коалиции
По информации украинских СМИ, Порошенко пошел на уступки под давлением западных партнеров: в частности, в день рассмотрения в Раде проекта Конституции с визитом в Киеве находилась помощник госсекретаря США Виктория Нуланд. Категорически против поправок выступили фракции "Радикальной партии" Олега Ляшко и партии "Самопомощь". Однако парламенту удалось принять решение о направлении проекта в КС за счет голосов "Оппозиционного блока" и двух независимых депутатских групп.
Часть коалиции отказалась поддерживать проект Порошенко, поскольку, по мнению депутатов, норма об определении особого статуса Донбасса в переходных положениях угрожает государственному суверенитету и независимости Украины, а сами конституционные изменения значительно усиливают полномочия главы государства.
Статус Донбасса
Президент Украины неоднократно заявлял, что предложенные им изменения не предусматривают особого статуса для Донбасса, а
Спикер парламента Владимир Гройсман также отрицает введение особого статуса для Донбасса и заявляет о невозможности любых договоренностей с ополченцами по данному вопросу. "Уже надоело говорить, но никакого особого статуса Донбасса нет. Есть закон об особенностях местного самоуправления на некоторых территориях Луганской и Донецкой областей, который предусматривает четкие механизмы жизни на этих территориях, если боевики сложат оружие. Мы получим контроль над границей, и на этих территориях снова будут висеть украинские флаги. Никаких секретных документов с боевиками никто не подписывал и подписывать не собирается", — написал Гройсман на своей странице в Facebook.
Депутаты возражают
Депутаты неоднократно заявляли об огромном давлении со стороны администрации президента, настаивающей на необходимости поддержки конституционных инициатив главы государства. По данным источников в парламентском большинстве, необходимость утверждения проекта Конституции президент аргументирует нежеланием терять поддержку Запада и риском возобновлением масштабных боевых действий в Донбассе.
"К сожалению, президент воспользовался международным давлением на нас для того, чтобы изменениями в Конституцию увеличить свою власть. В тексте предложенных изменений относительно децентрализации, к сожалению, нет увеличения полномочий общин, а наоборот, такие изменения делают органы общин более зависимыми от президента и от префекта", — считает вице-спикер парламента, член партии "Самопомощь" Оксана Сыроид. По ее мнению, такие изменения в Конституцию не могут быть приняты, так как страна фактически находится в "состоянии войны".
"Украинцы не знают об этих изменениях и не доверяют им, потому что такие изменения не прекратят войну в Украине, а сделают ее гражданской и приведут к авторитаризму", — считает Сыроид. По ее словам, фракция "Самопомощь" не будет голосовать за конституционные изменения даже в первом чтении.
Позиция "Радикальной партии" также пока остается неизменной. Ее лидер Олег Ляшко подверг критике решение властей прописать в Основном законе особый статус для Донбасса и принятие Конституционным судом "молниеносного решения" по проекту.
"Молниеносное решение КС о признании конституционными изменений в Конституцию Украины о децентрализации и особом статусе Донбасса является незаконным, поскольку принято под давлением", — написал он на своей странице в Facebook. По мнению Ляшко, намерение прописывать в Конституции особый статус для Донбасса — это "катастрофа для Украины". В связи с этим "Радикальная партия" также не будет голосовать за предложенный документ.
Усиление полномочий президента
"Здесь ключевой вопрос даже не Донбасса, здесь ключевой вопрос взаимного недоверия и страха — что президент критично усилит свои полномочия путем обеспечения контроля над местным самоуправлением. Президентского контроля над региональными элитами и потоками как раз боятся малые члены коалиции, и это будет ключевой вопрос, почему они не будут голосовать за изменения", — сказал РИА Новости украинский политолог Руслан Бортник.
Специалисты по конституционному праву неоднократно отмечали, что закон о местном самоуправлении в некоторых районах Донбасса не несет никакой угрозы, поскольку документом можно как наделить эти территории большими полномочиями, так и максимально их ограничить.
Хватит ли голосов
По предварительной информации, внеочередное заседание, посвященное конституционным изменениям, запланировано на 31 августа. При этом депутаты не исключают, что в последний момент оно может и не состояться. Все будет зависеть от того, удастся ли в Верховной раде набрать минимальные 226 голосов.
"Я думаю сейчас в парламенте, дай Бог, чтобы 30 голосов было (за проект изменений — ред.)", — сказал РИА Новости депутат из фракции коалиции "Народный фронт" (партии премьера — ред.) Леонид Емец. Он также не исключил, что в связи со спорной нормой по статусу Донбасса рассмотрение документа в первом чтении может быть отложено до осени.
"Я думаю, это было бы благо (решение отложить рассмотрение документа — ред.), учитывая то, что нам предлагают принять в этой Конституции. Камнем преткновения является именно статус Донбасс. Все остальное — абсолютно полезные вещи для государства: децентрализация. Если бы не этот пункт относительно местного самоуправления отдельных территорий Луганской и Донецкой областей, стоило бы, конечно, голосовать", — добавил депутат. Емец также заявил, что, несмотря на позицию фракции "Народный фронт" поддержать предложенные президентом конституционные изменения, он и еще ряд депутатов от партии премьера не будут голосовать за документ.
В свою очередь, замглавы пропрезидентской фракции "Блок Петра Порошенко" Алексей Гончаренко заявил, что в парламенте есть 226 голосов за предварительное принятие изменений в части децентрализации, а вот необходимые 300 голосов для голосования за документ в целом — под вопросом.
Схожее мнение агентству высказал депутат от партии экс-премьера Юлии Тимошенко "Батькивщина" Сергей Соболев.
"Думаю, 226 голосов у нас есть, но ключевой вопрос — это 300 голосов. Для этого необходимо очень много проводить консультаций, потому что, к сожалению, целый ряд вопросов до сих пор остаются неясными", — сказал Соболев.
Многие депутаты не понимают спешки Порошенко выполнить положение минских соглашений по поводу проведения конституционной реформы, учитывая, что ситуация в Донбассе в последнее время обострилась. Парламентарии считают, что Киеву на данном этапе было бы выгоднее затягивать выполнение этого пункта соглашения; при этом они ссылаются на якобы невыполнение ополчением всех предыдущих.
Западный фактор влияния
Эксперты считают, что решающим в привлечении голосов за проект конституционных изменений станет мнение Запада. Именно на поддержку американских и европейских партнеров будет опираться Петр Порошенко в переговорах со строптивыми депутатами.
Схожее мнение выразил политический эксперт Константин Бондаренко.
"Петр Порошенко 24 августа будет в Берлине, он там расскажет Меркель и Олланду, каким образом он собирается убедить депутатов в том, чтобы они проголосовали. Сегодня мы видим, что нет единого мнения по этому вопросу. Более того, (в парламенте — ред.) создается единый фронт, который выступает фактически против изменений в Конституцию по предоставлению Донбассу особого статуса. Соответственно, есть группа людей, которые идут на срыв минских договоренностей", — считает он.
Если в первом чтении за одобрение проекта Конституции может оказаться достаточной поддержка "Оппозиционного блока" и внефракционных депутатов, то для поиска 300 голосов Порошенко и его команде придется провести сложные переговоры с каждой из фракций, и по традиции, сложившейся в украинской политике, что-то пообещать взамен. Главное — чтобы конституционные перипетии не привели к юридическому развалу коалиции и очередному политическому кризису.