МОСКВА, 17 авг — РИА Новости. Представители педагогического сообщества приветствуют решение правительства допустить в качестве педагогов в школы имевших судимости граждан, которых специальная комиссия сочтет неопасными для детей.
В понедельник "Российская газета" опубликовала постановление правительства, которым утверждены правила принятия комиссиями по делам несовершеннолетних, созданными при региональных администрациях, решений о допуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость за преступления небольшой и средней тяжести. Решения должны приниматься в индивидуальном порядке с учетом личных качеств претендента, обстоятельств совершенного им ранее преступления и прочих обстоятельств, позволяющих определить, представляет ли заявитель опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Несколько лет назад в Трудовой кодекс РФ были внесены ограничения для судимых за некоторые преступления на работу, связанную с воспитанием и обучением несовершеннолетних. В 2013 году Конституционный суд признал широкий запрет для судимых на работу в школах не соответствующим конституции.
За битого двух небитых дают
Возможность принимать решения по каждому случаю индивидуально позволит сохранить для педагогики ценные кадры, считает заслуженный учитель РФ, директор московского образовательного центра №109 Евгений Ямбург. "Речь, разумеется, не идет о садистах или педофилах. Но мало ли что могло быть в молодости. Например, подрался человек из-за девушки. Все могло быть. И если это будет основанием для запрета на профессию, это будет плохо", — полагает он.
Ямбург вспомнил о подобном случае из своей практики. У него был трудный ученик, получивший условный срок за участие в драке футбольных фанатов. Впоследствии он выучился на педагога, и Ямбургу удалось взять его на работу, несмотря на имевшую место судимость. О своем решении он не пожалел. Бывший ученик до сих пор успешно работает, учит детей, находящихся на лечении в онкоцентре.
"Среди трудных подростков, которые переболели этот период и, может быть, даже когда-то влипли, появляются иногда очень талантливые педагоги. Потому что они через себя это все пропустили, прошли сложный отрезок в своей жизни", — отметил Ямбург. По его мнению, такие педагоги могут лучше понимать подростков и быть для них куда более убедительными, чем их более безупречные коллеги.
Решать должен директор
"Слава богу, что это так. Меньше идиотизма будет в нашей повседневной жизни", — полагает директор центра образования №548 "Царицыно", бывший член Общественной палаты РФ Ефим Рачевский.
Он также имел опыт приема на работу педагога с судимостью. "Когда-то в конце 80-х я взял на работу женщину, которая имела судимость по политической статье — за участие в демонстрации против ввода войск в Афганистан, кажется. Она оказалась блестящим учителем русского языка и литературы, второго такого я не помню", — рассказал Рачевский.
Он отметил, что комиссии будут выполнять только экспертные функции, рекомендовать или не рекомендовать человека для работы в школе. Ответственность за окончательное решение лежит на работодателе. "Директор школы должен чувствовать, кого он берет на работу", — сказал Рачевский.
Победитель Всероссийского конкурса "Директор школы-2012" директор санкт-петербургского физико-математического лицея N 239 Максим Пратусевич также полагает, что прием на работу учителя — это ответственность директора. "Здесь все индивидуально, и нужно разбираться по каждому конкретному человеку. Но, естественно, настороженность будет", — отметил он.
"В нашей стране бывало всякое. Были, например, репрессированные при Сталине. И декабристы формально были ссыльными, но преподавать им никто не мешал", — добавил Пратусевич.