Народный банк Китая во вторник установил средний обменный курс юаня к доллару на уровне 6,2298 против 6,1162 днем ранее. ЦБ отметил, что мера была одноразовой, добавив, что будет поддерживать стабильность юаня на "рациональном" уровне и будет укреплять роль рынка в определении фиксинга.
Одним из факторов понижения курса юаня стал "высокий эффективный валютный курс", который оказывает давление на торговый баланс страны. Китайский экспорт за июль снизился на 8,3% в годовом выражении, в то время как аналитики ждали сокращения показателя лишь на 1%.
По мнению основателя проекта "Гималайский консенсус" Лоуренса Брама, сегодняшнее решение китайских финансовых властей привело к "одному из сильнейших снижений юаня в последнее время и представляет собой реакцию Китая на низкие показатели экспорта и продолжающийся экономический спад".
"Юань торгуется на Шанхайской бирже, и теоретически его цена устанавливается рынком. Однако торговлю ведут тесный клуб игроков, так что этот рынок можно назвать управляемым", — отмечает эксперт.
Очевидно, что финансовые власти Китая могут влиять на повышение или снижение юаня, так же как могут это делать центральные банки других стран, констатирует Брам. Но перспективы экспорта из Китая по-прежнему смутны, а эксплуатационные расходы довольно высоки.
Эксперт отмечает, что, несмотря на это, Китай становится основным инвестором в проектах, касающихся строительства транспортного коридора из России через Центральную и Южную Азию в Китай. А такие институты, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути, а также банк развития БРИКС являются альтернативной пост-Бреттон-Вудской финансовой системе.
"Для достижения этой цели Китай должен расширить торговый и клиринговый диапазон юаня среди участников новой финансовой архитектуры и евразийского трансконтинентального экономического коридора, который называется "Один пояс, одна дорога". Таким образом, юань может стать альтернативной резервной валютой в корзинах этих стран", — отметил он.
Брам отмечает, что текущая девальвация юаня может рассматриваться как один шаг назад и два вперед для того, чтобы выровнять стоимость китайской валюты по отношению к более слабым валютам азиатских стран-партнеров.
Независимый экономист Ванесса Росси отмечает, что на фоне дальнейшей перспективы укрепления доллара США Китаю следовало бы задуматься о мерах защиты своей экономики, в частности, рентабельности экспортеров. Если сегодняшней девальвации будет достаточно для поддержки китайского бизнеса, то это может свидетельствовать о том, что юань может стать резервной валютой.
"Это регулирование также можно сравнить с большими падениями, которые мы видели в евро и иене. Любопытно, что теперь ситуация с валютой Китая напоминает ситуацию с другой резервной валютой — британским фунтом", — резюмировала эксперт.