Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Первые дни августа китайский фондовый рынок, уже изрядно потрепанный этим летом, встретил новыми падениями. Вновь, как и в июле, когда за месяц биржевые индексы упали более чем на 30%, мир в тревожном ожидании: ведь сегодня Китай — крупнейший потребитель сырья в мире. Аналитики гадают, не признак ли это окончания нашумевшего экономического чуда. Для экономики России, которая в последнее время активно развивает торговые связи с КНР, финансовые проблемы Поднебесной, на первый взгляд, могут иметь трагические последствия. Или все не так страшно? Давайте разберемся.
Под влиянием событий в Китае в понедельник практически все фондовые площадки Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги в минусе.
Проблемы в экономике Китая просто не могут не затронуть нашу страну. Россия поставляет в Китай значительные объемы сырья; в последнее время активно развиваются совместные инфраструктурные и финансовые проекты.
Тревожный сигнал для России
Лихорадка на фондовых рынках КНР не сулит ничего хорошего и России, говорит главный экономист консалтинговой компании "ПФ "Капитал" Евгений Надоршин.
"Это, в первую очередь, негативный сигнал о состоянии финансового сектора китайской экономики. Китайская экономика, видимо, находится в довольно остром, но пока еще не слишком заметном снаружи кризисе, и если проблемы, вызвавшие его, не будут решены, то она не сможет развиваться ни прежними темпами, ни теми, на которые рассчитывают власти страны и на которые они ориентируют рынок. А это, в свою очередь, означает, что КНР уже не может обеспечить в прежних объемах рост потребления сырьевых товаров. Что напрямую касается России", — говорит аналитик.
Основной для России европейский рынок сбыта находится под давлением острых политических проблем, Москва начала разворот на Восток, но вместо динамичного и бурного роста, которым так привлекала китайская экономика, теперь приходится сталкиваться с кризисом в этой огромной стране. Россия уже ощутила его на своей торговле — Китай в последнее время резко сокращает импорт угля и руды, рассказывает Евгений Надоршин.
По его словам, есть риск, что попытка китайских властей решить одни проблемы породит другие, еще более сложные.
Скачки на биржах не затрагивают реальную экономику
Но насколько показатели фондовых индексов китайских бирж отражают состояние национальной экономики Китая?
Руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Александр Апокин считает, что связь тут весьма опосредованная. Во всяком случае, исключительно на основании поведения индекса делать вывод о том, что с китайской экономикой что-то происходит, не имеет смысла, убежден он.
"Еще с середины 2012 года экономика КНР вошла в цикл замедления, связанный с рядом структурных факторов — таких, как перераспределение торговых потоков, недостаток населения трудоспособного возраста и в целом исчерпание модели роста, основанной на экспорте. Что же касается фондового рынка, то это классический "мыльный пузырь", — рассказывает Александр Апокин.
Фондовый рынок Китая весьма специфичен. Он разделен на "внутренний", где в торгах участвуют свои, китайские инвесторы, и "внешний", где преобладают иностранные участники. "Внутренний" китайский фондовый рынок представлен прежде всего Шанхайской биржей, "внешний" — Гонконгской.
"Внутренний" фондовый рынок Китая малоликвиден, поясняет Александр Апокин. Доступ иностранных инвесторов туда очень ограничен, зато широко представлены индивидуальные неквалифицированные инвесторы — физические лица. Сбережения населения в Китае, в том числе пенсионные, — забота самих граждан, а ставки по банковским депозитам довольно низкие, что стимулирует людей играть на бирже. С января там надувался "пузырь" — шел необоснованный рост котировок, утверждает аналитик.
Разница между "внутренним" и "внешним" китайскими фондовыми рынками, по его словам, очень хорошо заметна в том, что котировки на Шанхайской и Гонконгской биржах отличались примерно на 40%. И с 12 июня на "внутренних" Шанхайской и Шэньчжэньской биржах начался вполне объяснимый обвал. Меры, принятые правительством страны в июле, привели к временному восстановлению рынка, но на минувшей неделе он снова начал падать.
"На реальную экономику это окажет влияние только в том случае, если существенно подешевевшие акции на балансах банков вынудят их сократить кредитование реального сектора, но это маловероятно. Падение фондового рынка, безусловно, имеет значение для финансового сектора, но прямого влияния на развитие экономики оно не окажет", — говорит эксперт.
Что касается спроса Китая на сырье, и особенно на энергоносители, в том числе поставляемые из России, то этот спрос никак не зависит ни от динамики фондового рынка и достаточно слабо связан с состоянием экономики, утверждает он. В стране продолжает увеличиваться число автомобилей, и даже на фоне замедления экономического роста спрос на нефть продолжает расти. Единственное, что ее ограничивает — дефицит нефтехранилищ, под которые в периоды низких цен на нефть по всему миру приспосабливают пришвартованные в портах танкеры.
Катастрофы ждать не стоит, но нефть будет дешеветь
Обвал на фондовых рынках Китая вовсе не свидетельствует о надвигающейся экономической катастрофе в этой стране, считает заместитель директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
"У финансовых властей КНР достаточно много ресурсов и возможностей, чтобы снизить напряжение в том же банковском секторе. Там очень высокие нормы резервирования. Официальная доля государства в банках — около 70%, а реально она еще выше. Большинство членов советов директоров в банках назначается государством. Поэтому они в состоянии сбалансировать соотношение депозитов и кредитов и смягчить воздействие биржевого "пузыря" на банковский сектор. Кризис 2007-2009 годов вызвал гораздо более сильное падение фондового рынка в Китае, которое страна благополучно пережила", — говорит аналитик.
Столь сильное падение биржевых индексов, конечно, повлияет на темпы экономического роста Китая, что было заметно еще в прошлом году, когда этот рост составил 7,4% — минимальный показатель за последние 15 лет. В 2015-м он будет еще ниже.
Однако Россия, скорее всего, почувствует это лишь в связи с падением цен на нефть. Китайский фондовый кризис в совокупности с другими факторами (например, выходом из-под международных санкций на мировой нефтяной рынок Ирана) способен оказать на состояние цен на нефть определенное негативное влияние, утверждает экономист.
Стоит ожидать также снижения цен и на цветные металлы (алюминий, медь) — по расчетам Валерия Миронова, Россия может потерять на их экспорте порядка $10 миллиардов в год.
Катастрофы для России не произойдет, однако выход из рецессии, скорее всего, будет замедлен, прогнозирует аналитик.