Введенные год назад российские контрсанкции заставили многие торговые сети изменить привычную схему поставок товаров и искать альтернативу продуктам из "запретных" стран — мясу, рыбе, сырам, овощам и фруктам. О том, какие задачи встали перед международной сетью торговых центров Selgros Cash&Carry, какие страны теперь поставляют в Россию продукты, не пострадало ли их качество и как за это время изменились предпочтения покупателей, в интервью корреспонденту РИА Новости Антону Мещерякову рассказал руководитель отдела закупок продуктов с коротким сроком годности торговой сети Андрей Игнатов.
— Как вы оцениваете итоги года работы в условиях российского продовольственного эмбарго?
— Эмбарго, которое было введено в России, явилось скорее испытанием для сетей, для поставщиков и для покупателей. Многое пришлось делать по-новому. Мы говорим об изменениях в ассортименте, в ценообразовании, о новых подходах к закупкам. Появилось некоторое количество вызовов, сложностей, которые приходилось преодолевать.
С другой стороны, эмбарго можно охарактеризовать как фактор положительной мотивации для производителей. Некоторые проекты российских производителей получили второе дыхание. Например, сыры: в некоторых регионах к их производству по-другому стали подходить.
Если же говорить о насыщении рынка российской продукцией, я не могу сказать, что он не был насыщен. Немного изменилась структура покупательского спроса, в первую очередь из-за цены: импортный товар ввиду изменения курса валют и меньшей его доступности стал меньше потребляться. В конце 2014 года были очень серьезные изменения в курсах валют. Не сразу после введения эмбарго, а именно в этот период рынок почувствовал изменение в спросе.
— Какие задачи встали перед Selgros Cash & Carry после введения эмбарго?
— Основные вызовы — замещение того ассортимента, который был заблокирован, поддержка потребителей путем удержания справедливых цен. Третья задача — расширение ассортимента, с одной стороны, для замены товаров, с другой — с целью предоставить товары более низкого ценового сегмента.
Задачи, которые мы перед собой ставили, решены. Но это как покорить Килиманджаро и не покорить Эверест — нет предела совершенству. Мы всегда работаем для улучшения качества обслуживания с точки зрения предлагаемого ассортимента, услуг и цен.
— Какие группы товаров пострадали из-за введения эмбарго? Удалось ли сохранить все позиции в ассортименте?
— Естественно, небольшая часть товарных позиций ушла из ассортимента, но вместе с тем мы можем сказать, что замещение этих позиций произошло.
Было несколько основных категорий, которые пострадали от эмбарго больше всего. В первую очередь — рыба, потому что российский потребитель очень любит лососевые, а поскольку достаточно большой объем поставлялся в Россию из Европы и доля этой рыбы в обороте была высока, по рыбе влияние эмбарго заметно больше всего.
С точки зрения фруктов и овощей очень сильно поменялся набор стран, из которых мы получаем товар, например увеличились доли Турции, Китая. Вместе с тем ассортимент остался более-менее на том же самом уровне.
Если говорить про мясо, то Selgros Cash&Carry ввиду своей политики предпочитает работать с региональными поставщиками. Поэтому по мясу практически не было корректировок в ассортименте. Единственное, о чем я могу сказать, — это изменение цен, связанное с изменением доступного количества сырья на рынке.
Есть категория, в которой замену ассортимента было сделать сложнее всего, — это сыры. Действительно, некоторые сыры завозились, в Европе есть технологии, исторический процесс и условия для их производства. С другой стороны, как показал опыт, российские производители начали работать и в этом направлении. Плюс появились сыры из Аргентины, Туниса, Турции — предложение есть. Это альтернатива, кто бы что ни говорил.
— Изменилось ли качество продуктов после замены поставщиков?
— Мы придерживаемся высоких стандартов качества и самого товара, и услуг, которые мы предлагаем. При этом можно сказать, что в качестве краткосрочного эффекта снижение качества могло быть проблемой, но впоследствии российские производители поняли, что это замечательная возможность для развития своего производства. Они развиваются с точки зрения качества, используемых процессов, оборудования. Они готовы лучше соответствовать требованиям современных торговых форматов.
Есть некоторые позиции, на создание российских аналогов которых потребуется время, — те же сыры или ветчины. Это требует технологий, процессов, оборудования, сырья. Но тем не менее можно говорить, что качество не ухудшилось.
— Как поменялись доли иностранной и российской продукции в продажах Selgros Cash & Carry и география поставок?
— Нужно понимать, что наша задача — построить ассортимент и предложить такие цены, чтобы наши клиенты были довольны. При этом двумя основными критериями выбора для клиента остаются цена и качество продукта, страна происхождения, как показывает опыт, отходит на второй, если не на третий план. Именно поэтому основные усилия мы прикладываем для сохранения ассортимента, а также для усиления ценового позиционирования.
В начале текущего года АКОРТ инициировала схему поддержки потребителей — заморозку цен на социально значимые продукты.
Планировалось держать эти цены до конца апреля, но на текущий момент Selgros Cash&Carry продолжает поддержку этой акции. У нас по-прежнему остался некий перечень социально значимых продуктов, на которые мы цены фиксируем вне зависимости от того, насколько реально повысилась закупочная цена, и снижаем, если есть возможность.
Поэтому, если говорить о долях иностранной и российской продукции, они поменялись, но незначительно, поскольку все зависело от двух факторов — цены и качества. Стоит также учитывать, что мы делаем упор на локальных производителей.
Если говорить про портфель стран-поставщиков, увеличился объем поставок из Турции, Египта. Сильно выросло потребление молочных продуктов, производимых в Белоруссии. Говядину стали получать из Аргентины, Уругвая, сыры стали завозиться также из Аргентины и в целом из Южной Америки. С точки зрения фруктов и овощей нельзя не упомянуть Израиль, Китай.
— Изменилось ли поведение потребителей за год действия контрсанкций?
— Могу сказать, что количество посещений снизилось по рынку в целом. Люди стали более внимательно относиться к покупкам, лучше планировать свои визиты. Они стали ездить за покупками не так часто, приобретают только те продукты, которые нужны в данный конкретный момент времени.
Естественно, потребитель отказывается от товаров роскоши — того, на чем можно сэкономить. Это, например, колбасные изделия, ветчины, рыба как некий продукт, который не для всех регионов России важен с точки зрения постоянного наличия в меню. Те же сыры. А вот с кисломолочной продукцией — наоборот.
Смещается покупательский спрос в сторону более низкого ценового сегмента. В продажах мяса проявился следующий эффект: очень сильно выросли продажи курицы по сравнению со свининой или говядиной. Причина — сравнительно более низкая цена на килограмм продукта и сопоставимое с точки зрения энергетической и пищевой ценности содержание.
Если говорить о предпочтениях потребителей, то заинтересованность в российских товарах у них была и остается. Но с учетом изменения цен, которое произошло в конце прошлого года, и текущего уровня цен покупатели внимательно оценивают каждое свое действие, каждую покупку: более внимательно подходят к выбору качества или места, где совершать покупки.
Интересный момент, который достаточно сильно изменился в покупательском поведении с прошлого года, — внимательность к промо-предложениям. Если раньше покупатель делал выбор исходя из своих потребительских привычек, то сейчас практически все группы покупателей очень внимательно относятся к промо-акциям вплоть до того, что сравнивают промо-предложения различных торговых сетей.
Если же говорить о профессиональных клиентах, то, например, рестораторы в целом говорят о снижении покупательского потока.
Естественно, это не может на нас влиять, мы это тоже чувствуем. И смещается покупательский спрос в сторону более низкого ценового сегмента.
— А экономический кризис повлиял на поведение потребителей?
— Все эти факторы влияют на покупательское поведение. Плюс, конечно, ожидание кризиса, когда покупатель постоянно прокручивает в голове мысль: "Сейчас кризис, нужно экономить, я это не могу себе позволить". Это влияет на ситуацию. С другой стороны, нам приятно видеть, что наши покупатели находят у нас то, что ищут, и по ассортименту, и по цене, и по качеству.
— В конце июня российские власти продлили действие эмбарго еще на год. Как вы оцениваете этот шаг?
— Мы работаем в тех условиях, которые есть. Естественно, мы рассматриваем несколько вариантов развития ситуации. Мы уверены в том, что для нас это возможность продолжать работу над тем, чтобы лучше работать для наших клиентов. С точки зрения ассортимента — продолжают появляться новые интересные товары. С точки зрения ценообразования — ввиду увеличения потребности в тех товарах, которых сейчас нет, появляются российские производители, которые для усиления конкуренции могут предложить иногда и более низкие цены. Поэтому нам есть с чем работать.
Приятно также, что в рамках эмбарго конкуренция по цене усиливается, но она выходит из чисто ценовой ниши. То есть современные форматы торговли будут соревноваться между собой еще и с точки зрения качества обслуживания потребителей. Мы на этом тоже делаем акцент.
Год — достаточный промежуток времени, чтобы выработать более-менее работающую модель поведения. То, что можно было сделать для обеспечения ситуации, оно уже было сделано. Наша задача теперь — отполировать то, что произошло, искать и не упускать новые возможности.