ДОНЕЦК, 17 июл — РИА Новости. Ровно год назад мир потрясла страшная новость — в Донбассе, где уже несколько месяцев продолжался вооруженный конфликт, потерпел крушение гражданский самолет Boeing 777. Корреспондент РИА Новости оказался на месте гибели лайнера через два часа после того, как стало известно о произошедшем.
Рейс МН17, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года неподалеку от поселка Грабово, погибли все 298 человек, которые были на борту. Стороны конфликта обвинили в произошедшем друг друга, с призывами тщательно расследовать трагедию выступили все крупнейшие мировые политики.
Корреспондент РИА Новости вспоминает о первых часах и днях после трагедии.
Очевидцы мало что видели
Вскоре после крушения Boeing очевидцы сообщили, что видели, как над городом Торез якобы сбит транспортный самолет Ан-26 ВВС Украины. "Около 16.00 по местному времени над городом пролетал Ан-26. Мы видели, как в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет пошел к земле, оставляя за собой черный дым. С неба посыпались какие-то обломки", — рассказал один из местных жителей. У них даже нашлась видеозапись произошедшего.
Однако в тот день все было иначе — самолет упал на контролируемой ополченцами территории, в 20 километрах к северу от Тореза и приблизительно в 100 километрах восточнее Донецка. На тот момент этот район был вне зоны боевых действий, и попасть туда было несложно.
Однако вскоре появляется новая страшная информация: в Донбассе сбит не транспортник украинских ВВС, а огромный лайнер, пассажиры которого не имели ни малейшего отношения к конфликту в регионе. Европейцы летели в отпуск в Малайзию и, вероятно, не думали ни про Киев, ни про Донбасс, ни про их противостояние.
Около деревни Грабово лежало огромное авиационное шасси. В километре от них — кусок крыла. Кабина, как потом оказалось, — в 10 километрах, у Рассыпного. Все вокруг дымилось — от удара обломков самолета начался пожар.
Бросались в глаза личные вещи пассажиров — рассыпанный багаж, целехонькие пластиковые бутылки с напитками из duty free. Из кучи багажа вдруг раздался звонок — оказалось, что в вещах телефон пережил падение. Простое треньканье долго разносилось над полем у Грабово — видимо, до кого-то из родственников донеслась страшная новость и он пытался дозвониться близкому человеку. Никто из ополченцев и журналистов не решился подойти к телефону…
В ожидании экспертов
Очевидцы делились противоречивыми сведениями. Один видел пущенную с земли ракету. Второй — боевой самолет рядом с Boeing. Третий видел, как этот истребитель тоже был сбит. И таких рассказов — множество.
Вся надежда в установлении хоть какой-то истины была не на перепуганных местных жителей, а на авиационных экспертов — их ждали из Киева, Европы, Малайзии, возможно, и России, если украинские власти согласятся их допустить на территорию своей страны. Мы были уверены, что специалисты очень быстро прибудут на место трагедии. Например, спецбортом в Днепропетровск или Харьков (эти аэропорты тогда работали), а там по земле — до Донецка и Тореза.
На место оперативно приехал тогдашний глава самопровозглашенной ДНР Александр Бородай. "Мы находимся в режиме видеоконференции… с властями Киева. Мы позволим сюда попасть международным организациям", — заявил Бородай. Он добавил, что для этого на несколько дней будет заключено перемирие.
Ополченцы, кстати, с самого начала не могли поверить в произошедшее — по их словам, за несколько дней до этого в Донбассе была объявлена бесполетная зона, и гражданский борт вообще не мог там оказаться. Позже выяснилось, что, несмотря на ежедневное использование в Донбассе боевой авиации и, соответственно, средств противовоздушной обороны, небо полностью так и не закрыли. Это было сделано только после крушения Boeing.
Был ли он сбит ракетой с земли, авиационной ракетой "воздух-воздух" или авиационными пушками? В обломках самолета должны остаться мелкие поражающие элементы, которые отличаются у разных боеприпасов. На фюзеляже должны быть характерные следы от поражающих элементов, эксперт быстро определит, что это было за оружие. Какая сторона выпустила ракету — второй вопрос, но осколки-то, казалось, можно найти уже сейчас.
Мы были уверены и в том, что очень быстро на суд общественности будут представлены и американские спутниковые снимки, по которым тоже можно определить источник стрельбы.
Однако все пошло совершенно по-другому. На поле в течение дня 18 июля появились только ополченцы и несколько сотен журналистов — многие из них раньше в Донбассе или вообще на Украине не были, а прилетели только теперь, чтобы освещать авиакатастрофу. Американцы, европейцы, китайцы, японцы, малайзийцы — были все, всех ополченцы пропустили через свои блокпосты. Не было только авиационных экспертов.
Первыми официальными лицами стали наблюдатели ОБСЕ — они приехали на место падения Boeing только к вечеру 18 июля. Определить тип вооружений они, конечно, не могли.
К тому моменту тела пассажиров уже сутки лежали под южным июльским солнцем — наблюдатели не разрешали ничего трогать. И только 19 июля тела начали, наконец, собирать — но опять-таки без какого-либо участия экспертов, которые смогли бы, например, найти поражающие элементы в телах пассажиров.
Сбор тел вели бригады добровольцев-шахтеров и местные работники МЧС. Они прочесали огромную территорию, по которой были раскиданы обломки, обозначили каждое тело палкой-"вешкой" с белым платочком на конце. Желтые подсолнечные поля покрылись сотнями этих "вешек".
Еще через несколько дней на поле появятся родители одной пассажирки — 25-летней Фатимы Дужински, только что закончившей Дельфтский университет технологий (Голландия) и летевшей к родителям в Австралию. Родители, потерявшие единственного ребенка, отказывались верить в ее гибель и приехали в Донбасс в надежде, что их дочь чудом выжила. Мать и отец бродили по полю, будто бы желая найти Фатиму, раненую, но живую.
Расследование
Когда же они наконец прибыли в Донецк и незамедлительно выдвинулись на восток области, украинская авиация неожиданно нанесла удар по автодороге, где двигались машины с малайзийцами, — это основная трасса, соединяющая Донецк с Торезом и Снежным.
Как рассказал РИА Новости потом один из ополченцев, сопровождавших экспертов (ему доверили важную миссию, потому что он знает английский язык), они "буквально видели самолеты". "Они обстреляли автомобили, ехавшие в километре впереди нас", — рассказал он. Военного смысла в этом ударе, очевидно, никакого не было, но эксперты развернулись и уехали обратно в Донецк.
Попасть на место катастрофы они смогли только на следующий день. Это была маленькая группа экспертов, которая смогла совершить только первичный, поверхностный осмотр места.
Через день мне позвонили из ополчения города Шахтерска — он находится к западу от Тореза, на трассе между Торезом и Донецком. Сообщение было такое: украинские силовики неожиданно напали на Шатхерск одновременно с двух сторон: с юга, от Амвросиевки около российской границы, и с севера — из Дебальцево.
В чем был стратегический замысел украинского командования, моментально превратившего тихие Торез и Шахтерск, где можно было спокойно вести расследование авиакатастрофы, в зону боевых действий? До этого силовики двигались вдоль границы, пытаясь окружить ДНР и ЛНР и отрезать их от России. Этот план был понятен, хотя и трудновыполним. Теперь же украинское командование неожиданно развернуло войска от границы на север и решило отрезать Торез и место падения Boeing от Донецка, взяв, видимо, место авиакатастрофы под свой контроль.
В Шахтерске начались жестокие уличные бои. На долгие недели Торез оказался отрезанным от Донецка, туда не могли попасть уже ни эксперты, ни журналисты. Но и силовики не смогли там закрепиться. А место крушения Boeing, где еще оставались все его фрагменты (были вывезены только тела), оказалось буквально "отутюжено" артиллерией — сначала наступающих силовиков, потом ополченцев.
Долгие месяцы эксперты пытались изучать события 17 июля 2014 года. За это время появилось множество версий, множество громких заявлений и свидетельств разной степени достоверности. Прошел год, но расследование так и не закончено.