Рейтинг@Mail.ru
Трагедия МН17: первые часы после катастрофы - РИА Новости, 15.08.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Трагедия МН17: первые часы после катастрофы

© РИА Новости / Андрей Стенин | Перейти в медиабанкНа месте крушения малайзийского лайнера Boeing 777 в районе Шахтерска. Архивное фото
На месте крушения малайзийского лайнера Boeing 777 в районе Шахтерска. Архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
"Из кучи багажа вдруг раздался звонок — оказалось, что в вещах телефон пережил падение. Простое треньканье долго разносилось над полем у Грабово — видимо, до кого-то из родственников донеслась страшная новость и он пытался дозвониться близкому человеку".

ДОНЕЦК, 17 июл — РИА Новости. Ровно год назад мир потрясла страшная новость — в Донбассе, где уже несколько месяцев продолжался вооруженный конфликт, потерпел крушение гражданский самолет Boeing 777. Корреспондент РИА Новости оказался на месте гибели лайнера через два часа после того, как стало известно о произошедшем.

Рейс МН17, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур, разбился 17 июля 2014 года неподалеку от поселка Грабово, погибли все 298 человек, которые были на борту. Стороны конфликта обвинили в произошедшем друг друга, с призывами тщательно расследовать трагедию выступили все крупнейшие мировые политики.

Корреспондент РИА Новости вспоминает о первых часах и днях после трагедии.

Очевидцы мало что видели

Вскоре после крушения Boeing очевидцы сообщили, что видели, как над городом Торез якобы сбит транспортный самолет Ан-26 ВВС Украины. "Около 16.00 по местному времени над городом пролетал Ан-26. Мы видели, как в него врезалась ракета, раздался взрыв, самолет пошел к земле, оставляя за собой черный дым. С неба посыпались какие-то обломки", — рассказал один из местных жителей. У них даже нашлась видеозапись произошедшего.

На месте крушения малайзийского самолета Boeing 777 в районе города Шахтерск Донецкой областиНа месте крушения малайзийского самолета Boeing 777 в районе города Шахтерск Донецкой областиСпасатели работают на месте крушения малайзийского самолета Boeing 777 в районе города Шахтерск Донецкой области. Архивное фото
Крушение малайзийского самолета Boeing-777 на востоке Украины
В те дни Киев активно применял в Донбассе авиацию, и падение военного самолета было в ряду других боевых событий. Так, накануне, 16 июля, ополченцы из зенитного пулемета сбили с кургана Саур-Могила два штурмовика Су-25. При этом в каждом случае падения добыть достоверную информацию было сложно — очевидцы точно не могли сказать, что именно они видели; украинские силовики комментариев не давали; а у ополченцев в то время не было единого командования. Даже поехать на место события в большинстве случаев было нельзя — подбитые машины, как правило, успевали долететь до контролируемых украинскими силовиками территорий, а доступ журналистам туда был закрыт.

Однако в тот день все было иначе — самолет упал на контролируемой ополченцами территории, в 20 километрах к северу от Тореза и приблизительно в 100 километрах восточнее Донецка. На тот момент этот район был вне зоны боевых действий, и попасть туда было несложно.

Однако вскоре появляется новая страшная информация: в Донбассе сбит не транспортник украинских ВВС, а огромный лайнер, пассажиры которого не имели ни малейшего отношения к конфликту в регионе. Европейцы летели в отпуск в Малайзию и, вероятно, не думали ни про Киев, ни про Донбасс, ни про их противостояние.

Опрос
Почему до сих пор не обнародованы результаты расследования катастрофы Boeing MH17?
Все журналисты, работавшие в Донбассе, все иностранные и местные съемочные группы устремляются туда, к Торезу, где лежат огромные куски лайнера и тела, тела, тела…

Около деревни Грабово лежало огромное авиационное шасси. В километре от них — кусок крыла. Кабина, как потом оказалось, — в 10 километрах, у Рассыпного. Все вокруг дымилось — от удара обломков самолета начался пожар.

Бросались в глаза личные вещи пассажиров — рассыпанный багаж, целехонькие пластиковые бутылки с напитками из duty free. Из кучи багажа вдруг раздался звонок — оказалось, что в вещах телефон пережил падение. Простое треньканье долго разносилось над полем у Грабово — видимо, до кого-то из родственников донеслась страшная новость и он пытался дозвониться близкому человеку. Никто из ополченцев и журналистов не решился подойти к телефону…

В ожидании экспертов

Очевидцы делились противоречивыми сведениями. Один видел пущенную с земли ракету. Второй — боевой самолет рядом с Boeing. Третий видел, как этот истребитель тоже был сбит. И таких рассказов — множество.

Вся надежда в установлении хоть какой-то истины была не на перепуганных местных жителей, а на авиационных экспертов — их ждали из Киева, Европы, Малайзии, возможно, и России, если украинские власти согласятся их допустить на территорию своей страны. Мы были уверены, что специалисты очень быстро прибудут на место трагедии. Например, спецбортом в Днепропетровск или Харьков (эти аэропорты тогда работали), а там по земле — до Донецка и Тореза.

На место оперативно приехал тогдашний глава самопровозглашенной ДНР Александр Бородай. "Мы находимся в режиме видеоконференции… с властями Киева. Мы позволим сюда попасть международным организациям", — заявил Бородай. Он добавил, что для этого на несколько дней будет заключено перемирие.

Ополченцы, кстати, с самого начала не могли поверить в произошедшее — по их словам, за несколько дней до этого в Донбассе была объявлена бесполетная зона, и гражданский борт вообще не мог там оказаться. Позже выяснилось, что, несмотря на ежедневное использование в Донбассе боевой авиации и, соответственно, средств противовоздушной обороны, небо полностью так и не закрыли. Это было сделано только после крушения Boeing.

Цветы и игрушки в аэропорту Схипхол в память о погибших при крушении малайзийского самолета Boeing 777
Пять вопросов о крушении Boeing MH17, оставшихся без ответа
Между тем в районе Тореза в тот момент было тихо. Между территориями ополченцев и остальной частью Украины еще не было таких серьезных укрепленных блокпостов, как сейчас. Местные жители и журналисты спокойно проходили блокпосты в обе стороны. Так что сомнений не было — сюда вот-вот прибудут эксперты, которые быстро определят, чем именно был сбит самолет.

Был ли он сбит ракетой с земли, авиационной ракетой "воздух-воздух" или авиационными пушками? В обломках самолета должны остаться мелкие поражающие элементы, которые отличаются у разных боеприпасов. На фюзеляже должны быть характерные следы от поражающих элементов, эксперт быстро определит, что это было за оружие. Какая сторона выпустила ракету — второй вопрос, но осколки-то, казалось, можно найти уже сейчас.

Мы были уверены и в том, что очень быстро на суд общественности будут представлены и американские спутниковые снимки, по которым тоже можно определить источник стрельбы.

Однако все пошло совершенно по-другому. На поле в течение дня 18 июля появились только ополченцы и несколько сотен журналистов — многие из них раньше в Донбассе или вообще на Украине не были, а прилетели только теперь, чтобы освещать авиакатастрофу. Американцы, европейцы, китайцы, японцы, малайзийцы — были все, всех ополченцы пропустили через свои блокпосты. Не было только авиационных экспертов.

Первыми официальными лицами стали наблюдатели ОБСЕ — они приехали на место падения Boeing только к вечеру 18 июля. Определить тип вооружений они, конечно, не могли.

К тому моменту тела пассажиров уже сутки лежали под южным июльским солнцем — наблюдатели не разрешали ничего трогать. И только 19 июля тела начали, наконец, собирать — но опять-таки без какого-либо участия экспертов, которые смогли бы, например, найти поражающие элементы в телах пассажиров.

Сбор тел вели бригады добровольцев-шахтеров и местные работники МЧС. Они прочесали огромную территорию, по которой были раскиданы обломки, обозначили каждое тело палкой-"вешкой" с белым платочком на конце. Желтые подсолнечные поля покрылись сотнями этих "вешек".

Еще через несколько дней на поле появятся родители одной пассажирки — 25-летней Фатимы Дужински, только что закончившей Дельфтский университет технологий (Голландия) и летевшей к родителям в Австралию. Родители, потерявшие единственного ребенка, отказывались верить в ее гибель и приехали в Донбасс в надежде, что их дочь чудом выжила. Мать и отец бродили по полю, будто бы желая найти Фатиму, раненую, но живую.

Расследование

Обломки лайнера Boeing 777 Малайзийских авиалиний, потерпевшего крушение в районе города Шахтерск Донецкой области
Зачем "слили" в прессу информацию о расследовании катастрофы MH17
Эксперты — первыми стали малайзийцы — прибыли на поле только в конце июля. Небольшая группа из четырех человек прилетела в Харьков и поехала в Донецк. В районе Дружковки украинские силовики сначала не пропускали иностранцев через блокпост. А за час до того, как эксперты должны были, наконец, въехать в Донецк, украинские силовики совершенно неожиданно и бессмысленно с военной точки зрения принялись обстреливать север Донецка, через который проходит трасса из Харькова и Дружковки. Экспертам пришлось делать длинный "крюк".

Когда же они наконец прибыли в Донецк и незамедлительно выдвинулись на восток области, украинская авиация неожиданно нанесла удар по автодороге, где двигались машины с малайзийцами, — это основная трасса, соединяющая Донецк с Торезом и Снежным.

Как рассказал РИА Новости потом один из ополченцев, сопровождавших экспертов (ему доверили важную миссию, потому что он знает английский язык), они "буквально видели самолеты". "Они обстреляли автомобили, ехавшие в километре впереди нас", — рассказал он. Военного смысла в этом ударе, очевидно, никакого не было, но эксперты развернулись и уехали обратно в Донецк.

Попасть на место катастрофы они смогли только на следующий день. Это была маленькая группа экспертов, которая смогла совершить только первичный, поверхностный осмотр места.

Через день мне позвонили из ополчения города Шахтерска — он находится к западу от Тореза, на трассе между Торезом и Донецком. Сообщение было такое: украинские силовики неожиданно напали на Шатхерск одновременно с двух сторон: с юга, от Амвросиевки около российской границы, и с севера — из Дебальцево.

В чем был стратегический замысел украинского командования, моментально превратившего тихие Торез и Шахтерск, где можно было спокойно вести расследование авиакатастрофы, в зону боевых действий? До этого силовики двигались вдоль границы, пытаясь окружить ДНР и ЛНР и отрезать их от России. Этот план был понятен, хотя и трудновыполним. Теперь же украинское командование неожиданно развернуло войска от границы на север и решило отрезать Торез и место падения Boeing от Донецка, взяв, видимо, место авиакатастрофы под свой контроль.

В Шахтерске начались жестокие уличные бои. На долгие недели Торез оказался отрезанным от Донецка, туда не могли попасть уже ни эксперты, ни журналисты. Но и силовики не смогли там закрепиться. А место крушения Boeing, где еще оставались все его фрагменты (были вывезены только тела), оказалось буквально "отутюжено" артиллерией — сначала наступающих силовиков, потом ополченцев.

Долгие месяцы эксперты пытались изучать события 17 июля 2014 года. За это время появилось множество версий, множество громких заявлений и свидетельств разной степени достоверности. Прошел год, но расследование так и не закончено.

Спасатели работают на месте крушения малайзийского самолета Boeing 777 в районе города Шахтерск Донецкой области
Год катастрофы Boeing MH17 под Донецком.Фотолента.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала