ДОНЕЦК, 15 июл — РИА Новости. В центре небольшого шахтерского городка Снежное в Донбассе стоит разрушенный дом, вернее, руины — все, что осталось от когда-то жилой пятиэтажки. К вечеру сюда придут люди, принесут цветы и свечи, священник проведет панихиду — ровно год назад авиаудар украинских силовиков разрушил дом и унес жизни девяти его жителей.
В начале июля прошлого года ополченцы Донбасса оставили ряд городов Донецкой области, отступив на юго-восток. Так под прицелом украинских силовиков, которые в то время регулярно использовали авиацию против несогласных с госпереворотом в Киеве жителей Донбасса, оказались Донецк, Горловка и Снежное.
Очевидцы вспоминают то летнее утро со слезами. Трагедия произошла в 06.30 — в это время многие еще дома — кто-то спит, кто-то собирается на работу.
По ее словам, вокруг почти ничего не было видно, стоял густой столб дыма и пыли. Подойдя ближе к дому она увидела, что два подъезда полностью обрушились. "Тут я увидела своего мужа. Он в одних трусах стоял на развалинах. Стоял, а под развалинами плакал мальчик. Мужа спасло только то, что он вышел покурить на балкон. Потом все как в тумане. Скорые, спасатели, крики, слезы", — рассказывает Светлана.
Валерий Хлопеник, на тот момент депутат первого революционного Народного совета ДНР, а сейчас глава городской администрации Снежного, был свидетелем трагедии и помогал спасателям разбирать завалы, извлекать раненных и погибших. В момент авиаудара по городу он находился в 500 метрах от пятиэтажки. По его словам, военный самолет выпустил по центру города порядка 10 ракет.
"Первые ракеты упали в районе хлебозавода и частного сектора. Потом самолет пошел на разворот и двумя ракетами бьет по пятиэтажке. Обе в дом. Одна вошла в дом справа, другая — слева, подъезды сложились как карточный домик. Следующая ракета была выпущена по налоговой, которая напротив дома", — вспоминает Хлопеник.
После этого самолет улетел в сторону кургана Саур-Могила, который сегодня тоже больше напоминает руины. "Это был подлый удар. Рано утром. Самолет даже не видели, потому что пасмурно было, только страшный гул и взрывы", — говорит глава города.
Очевидцы сразу начали разбирать завалы и выносить тела погибших. "Я забежал во второй подъезд, там — бабушка под завалом, она уже умирала. Мы начали убирать нижнюю часть дома. Тела старались сразу убирать, чтобы родственники и соседи их не видели", — рассказывает Хлопеник.
В разборе завалов участвовали не только спасатели, но и простые жители. Один из них, Тимур, вспоминает, что побежал на помощь, сразу как узнал о трагедии. "Там снаряды лежали, воронки в асфальте. Здание налоговой напротив — полностью разрушено, руины жилого дома. Мы доставали тела из под завала. И мальчик маленький был, он чудом выжил", — говорит Тимур.
Пятилетний Богдан действительно выжил чудом, проведя под завалами несколько часов. "Услышали писк, начали прислушиваться, видим, под плитами маленький мальчонка живой, ножка плитами зажата и таз. Мы не могли его достать, подъемным краном плиту приподнимали. Были моменты, когда думал, что сейчас плита рухнет на него, но Бог был на его стороне. Когда достали, сразу в скорую и в больницу", — рассказал Хлопеник.
По его словам, еще двум жителям дома жизнь спасла их вредная привычка. "Они вышли на балкон покурить и только поэтому не оказались под завалами", — говорит глава города.
"Дедушку взрывной волной выбросило из дома. Он спал, у него под животом подушка была, он на нее так и упал. Отделался царапинами, а жену его плитами накрыло", — вспоминает Хлопеник.
По его словам, единственное, чего он хочет сейчас — справедливого наказания для тех, кто виновен в трагедии. "Их должны судить. Я столько горя видел, столько ребят своих похоронил, и каждый раз слышал проклятия матерей, адресованные убийцам их сыновей, а материнские проклятия — самые сильные. Виновные будут наказаны, если не по законам человеческим, то по законам Божьим", — говорит Хлопеник.
Силовая операция против недовольных госпереворотом жителей Донбасса длится больше года. На переговорах 12 февраля были достигнуты договоренности о прекращении огня, отводе тяжелых вооружений, внесении в конституцию Украины изменений о децентрализации власти, а также о закреплении особого статуса "отдельных районов Донецкой и Луганской областей".