МОСКВА, 14 июл — РИА Новости. Директор Центра Симона Визенталя Эфраим Зурофф не считает, что события, которые произошли в Сребренице в июле 1995 года, можно называть "геноцидом".
"Нужно быть очень внимательным в использовании понятия "геноцид". Я не отрицаю того, что сербские военные силы убили мусульман в Сребренице, этого не должно было произойти, и ответственные должны предстать перед судом. Но в Сребренице не было геноцида. Поскольку сербы первоначально отпустили из Сребреницы женщин и детей. А затем начался процесс политизации случившегося", — заявил Зурофф в интервью агентству Sputnik.
По его словам, политизация также коснулась и предложенной Великобританией резолюции, на которую РФ наложила вето в Совете Безопасности ООН.
"Западные силы хотели создать из сербских преступлений, совершенных во время войн 90-х годов, символ, чтобы оправдать свои действия в Боснии. Таким символом и послужила Сребреница — как самая страшная трагедия. Но при этом те же самые люди, вроде Билла Клинтона, отказались признать геноцидом события в Руанде. Именно потому, что он не захотел признать эти события геноцидом, погибло так много невинных людей", — добавил эксперт.
В 1994 году в Руанде неизвестные сбили пассажирский самолет, в котором летели президент страны Жювеналь Хабиаримана и глава соседнего Бурунди Сиприен Нтарьямира. После этого представители племени хуту, представляющего этническое большинство Руанды, обвинили в атаке племя тутси. Межплеменной конфликт вылился в геноцид племени тутси и вооруженное противостояние двух племен. По разным данным, за 100 дней были убиты от 800 тысяч до 1 миллиона человек.
Россия ранее заблокировала в Совете Безопасности ООН проект резолюции по Сребренице, признающей события 1995 года геноцидом. За документ проголосовали 10 членов Совета, еще четверо — Китай, Ангола, Нигерия и Венесуэла — воздержались. По словам представителя России при ООН Виталия Чуркина, принятие резолюции по Сребренице, называющей события июля 1995 года геноцидом, обострило бы ситуацию в регионе, при том что в самой Боснии и Герцеговине нет консенсуса по этому вопросу.
Эфраим Зурофф подчеркнул, что на сегодняшний день в Восточной Европе есть силы, которые пытаются изменить определение понятия "геноцид".
"В Европе сейчас пытаются изменить историю Второй Мировой войны и Холокоста. Это попытка поставить знак равенства между коммунизмом и нацизмом, что исторически неверно. В обоих случаях речь идет о страшных преступлениях. Однако коммунизм не подразумевал истребление целого народа и создание индустрии смерти, как это было при нацистах. Поскольку холокост стал символом, многие пытаются назвать таковым любое преступление, потому что так можно получить признание, компенсацию. Мы же это называем "тоской по Холокосту". У таких стран, как Латвия, Литва и Эстония, чьи жители участвовали в массовых преступлениях, есть выбор: либо называться нацией убийц, либо нацией жертв. Понятно, что они хотят быть представлены как жертвы", — заключил собеседник агентства.