ВЕНА, 5 июл — РИА Новости, Андрей Золотов, Елизавета Исакова, Татьяна Калмыкова. Переговоры по иранской ядерной проблеме между Ираном и "шестеркой" международных посредников, которые были продлены до 7 июля, находятся в заключительной стадии, и работа продолжается, невзирая на выходные дни. Госсекретарь США Джон Керри и глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф провели встречи в венском отеле Palais Coburg и накануне вечером в американский национальный праздник, и две встречи в воскресенье, сообщает представитель Госдепа США.
В кулуарах переговоров ожидают, что некоторые министры стран "шестерки", в частности глава МИД Франции Лоран Фабиус, присоединятся к переговорщикам позже в воскресенье.
Тем временем, главным публичным событием минувшего дня стало появление во дворце Кобург гендиректора МАГАТЭ Юкия Амано, который накануне вернулся из поездки в Тегеран, и активизировал свое участие в подготовке Совместного всеобъемлющего плана действий.
Фактор МАГАТЭ
"МАГАТЭ усилило вовлеченность в переговоры "шестерки" и Ирана, чтобы дополнить совместный план действий техническими составляющими", — заявил Амано в комментариях перед журналистами. Он повторил, что, как только соглашение будет достигнуто, МАГАТЭ будет готово, в соответствии с просьбой государств-членов, "осуществить элементы, связанные с ядерной деятельностью". Речь идет о проверках ограничений, которые будут наложены на иранскую ядерную программу. Характер самих этих проверок является одним из сложных предметов переговоров. Глава российской делегации Сергей Рябков заявил ранее журналистам, что исполнения дополнительного протокола к соглашению о гарантиях между Ираном и МАГАТЭ, подразумевающего управляемый доступ на недекларируемые объекты по запросу МАГАТЭ, должно быть достаточно для верификации соглашения, однако у российской стороны есть понимание того, что с учетом истории вопроса и низкого уровня доверия между сторонами, могут понадобиться более далеко идущие меры.
Важнейший комплекс тем в отношении Ирана, за который отвечает МАГАТЭ — это прояснение возможных в прошлом военных аспектов иранской ядерной программы (PMD). Амано заявил, что на встречах с руководством Ирана "был достигнут прогресс, однако больше работы еще предстоит". При наличии сотрудничества со стороны Ирана, МАГАТЭ сможет выпустить доклад по прояснению PMD к концу этого года. Ранее он не раз заявлял, что прояснение PMD является частью контекста Совместного всеобъемлющего плана действий, но не обязательно должно быть завершено до заключения сделки "шестерки" и Ирана.
Другим комплексом вопросов, над которым в эти дни бьются переговорщики, является порядок снятия санкций в отношении Ирана.
Замглавы МИД Ирана, ведущий переговоры, Аббас Аракчи заявил накануне в интервью иранским СМИ, что Ирану потребуется 2-3 месяца на реализацию договоренностей.
"На реализацию договоренности, которая касается нас, потребуется 2-3 месяца, а для реализации обязанностей противоположной стороны требуется разрешение, и очень важно добиться одновременности этих двух вопросов", — приводятся слова Аракчи на сайте Русской службы иранской государственной телерадиокомпании (IRIB).
Резолюция о санкциях
Иранская сторона традиционно настаивает, чтобы все международные экономические и финансовые санкции были Совбеза ООН, ЕС и США были сняты одновременно как только соглашение будет достигнуто. Западные страны настаивают на том, чтобы сначала были проверены действия Ирана, а затем происходило снятие санкций. "Одновременность действий сторон представляет собой одну из проблем, механизм решения которой в настоящее время отрабатывается", — заявил Аракчи.
Эксперты, работающие в кулуарах переговоров, предполагают, что эта проблема может быть решена путем разнесения во времени даты объявления сделки, ее подписания и введения в действие, частью чего будет снятие санкций.
Как известно, сделка должна будет пройти еще процедуру одобрения в Конгрессе США, на что отводится 30 дней, если документы будут представлены в Конгресс до 10 июля, и 60 дней — если после этого срока. Однако резолюция Совета Безопасности ООН будет, по-видимому, принята немедленно по достижении соглашения, сообщил РИА Новости накануне источник в одной из западных делегаций.
"Если мы заключим сделку, надо будет ее быстро реализовать. Я думаю, будет не очень хорошо, если она застрянет на 30-60 дней в конгрессе. Кроме того, я думаю, постоянные члены СБ ООН не захотят получать разрешение американского конгресса для принятия резолюции", — сказал РИА Новости дипломат.
Рябков заявил журналистам перед отъездом из Вены в пятницу, что содержание резолюции СБ ООН до сих пор находилось в стадии обсуждения, при этом упоминаемая в СМИ схема, при которой СБ ООН будет продлевать снятие санкций каждые полгода или год, является лишь одним из нескольких вариантов, имеющихся у переговорщиков.
Ряд вопросов, сказал Рябков, ожидает политического решения со стороны министров, включая вопрос о снятии оружейного эмбарго со стороны Ирана. Это подтвердил и источник РИА Новости в одной из западных делегаций.
"По теме оружейного эмбарго согласия нет. Но это не имеет ничего общего с ядерным вопросом. Проблема в большей степени политическая", — сказал он.
По словам собеседника агентства, ряд стран опасаются, что увязка решения ядерной проблемы Ирана со снятием оружейного эмбарго может превратить весь регион в "оружейный супермаркет", что в настоящий момент особенно опасно на Ближнем Востоке.
"Я думаю, это может быть прорывным пунктом (для будущего соглашения)", — сказал он.
По словам Аракчи, одним из спорных остается и вопрос о будущем ядерных исследований в Иране, сообщает сайт иранского государственного телевидения.
Лозаннские соглашения
В соответствии с рамочным соглашением, достигнутом в Лозанне 2 апреля этого года, Иран взял на себя обязательство ограничить свою деятельность по обогащению урана сроком на 10 лет примерно на две трети и иметь в течение этого срока лишь 6104 центрифуги первого поколения (вместо порядка 19000, работающих сейчас), при этом лишь 5060 из них будут функционировать и только на заводе в Натанзе. На протяжении 15 лет Иран не будет обогащать уран до концентрации свыше 3,67 %, а нынешний запас в 10 тонн низкообогащенного урана будет сокращен до 300 килограмм. Обогатительный центр в Форду будет преобразован в исследовательский центр, при этом на нем сроком на 15 лет не будут проводиться научные исследования и опытно-конструкторские разработки, связанные с обогащением урана. А МАГАТЭ будет иметь доступ для проверок к различным этапам обогатительной программы Ирана на протяжении 20-25 лет.
В то же время Иран, в соответствии с лозаннской договоренностью, введет в действие дополнительный протокол к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ, который предоставит агентству гораздо больший доступ к информации о ядерной программе Ирана, включая при необходимости доступ на не декларируемые — то есть военные — объекты.
Тяжеловодный реактор в Араке будет видоизменен по плану, одобренному "шестеркой", так, что он будет носить исключительно исследовательский характер, при этом основная часть нынешнего реактора, производящего плутоний, будет демонтирована и вывезена из страны. При этом Иран обязуется на протяжении 15 лет не строить тяжеловодных реакторов и никогда не строить объектов и не проводить исследований в области переработки отработанного ядерного топлива.
В соответствии с договоренностями, санкции должны быть сняты с Ирана при выполнении им своих обязательств, что может быть проверено МАГАТЭ. Действующие ныне резолюции СБ ООН о санкциях в отношении Ирана должны быть отменены, а взамен них принята новая резолюция СБ ООН, описывающая увязку ограничительных мер и порядок снятия санкций.