Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Визит китайского премьер-министра Ли Кэцяна в штаб-квартиру ЕС мог бы стать немалых масштабов событием для Европы, если бы последняя не сотрясалась от "греческого кризиса". А так его почти не заметили, хотя на очевидные мысли европейцев приезд премьера Ли не мог не навести. А именно: нужен ли Китаю кризис Евросоюза, начинающийся с ухода Греции? Получается, что нет. Потому что Пекину нужен не развал существующей мировой экономической системы, а новая и почетная роль в ней.
Купить себе Грецию
Но на пресс-конференции эту тройку, естественно, подвергли вопросам по поводу Греции. И Ли Кэцян ответил Китай всегда поддерживал интеграцию Европы, желает видеть Грецию в зоне евро и хотел бы сыграть в этом конструктивную роль (что бы последнее ни значило). И еще добавил, что Китай предпринял свои усилия, чтобы помочь Греции избежать кризиса и отозвался на некоторые озабоченности Афин. Но ясности это не добавило.
С одной стороны, греки сейчас не очень интересуются тем, что думает Китай насчет их участия в зоне евро: не до того. Им разобраться бы, чего хотят сами греки, и в каком процентном соотношении (для чего в стране готовится референдум). Так что премьер Ли может говорить что угодно, не опасаясь последствий.
Но, с другой стороны, логика здесь есть. Страна с самыми большими в мире валютными резервами вполне может себе позволить "приобрести Грецию", выкупить ее у Евросоюза из долгового рабства. Так что вопрос насчет "может" ясен, остается выяснить – хочет ли?
В точности в рамках этой логики выдержан абсолютно замечательный комментарий на американском сайте The Huffingtonpost. Он не о Китае, а о России. Подстрекательская логика комментария такова: если сейчас, в такой удобный момент, Москва даже не выкупит, а просто не купит Грецию, не развалит этим Евросоюз, значит… значит, Россия слаба, экономика ее совсем упала, и так далее.
А конкретно: зачем нам Греция в выкупленном виде? А как же, отвечает автор: открыть там российские военные базы, вывести страну из НАТО – какой выигрыш в конфронтации с Западом! Ну и, добавим мы, если это сделать совместно с Китаем, то тут и вообще открывается неограниченная возможность для геополитических построений (слово "геополитика" я в данном случае использую как ругательство, если не как диагноз).
Строить, а не ломать
Давайте посмотрим, чем занимался Ли Кэцян в Брюсселе. Знакомым делом: покупал себе еще немножко Европы и строил дальнейшие планы на этот счет. В частности, с Евросоюзом подписан документ о создании совместного инвестиционного фонда. Он должен сомкнуть китайские планы по созданию нового Шелкового пути с планом Юнкера на 315 миллиардов евро по оживлению европейской экономики.
А поскольку Брюссель еще и столица Бельгии, то Ли провел там отдельные двусторонние переговоры и подписал контрактов на скромные 18 миллиардов долларов все о том же – сопряжении китайских производственных возможностей с бельгийскими давними связями с Африкой и с бельгийскими исследовательскими наработками. Китай вообще-то уже стал в прошлом году второй в мире страной по части журнальных публикаций о своих новых научных открытиях, но всегда можно получить в этом плане что-то новое.
Уже несколько лет как заметно, что на саммитах Китая и Евросоюза прекратились политические разговоры, остался только бизнес. Если кто-то и спасет Европу от экономических неприятностей, то только Китай (и спасает, инвестирует везде, в некоторых странах типа Венгрии стал очень заметным партнером). Но и наоборот: нынешнее, например, экономическое замедление Китая связано с тем, что плохи дела в Европе, меньше покупают.
Как видим, "вторая сверхдержава" нашего мира занята тем, что очень постепенно и аккуратно врастает в его существующие структуры. И делает это без лишней конфронтации даже тогда, когда создает вроде бы альтернативные структуры типа AIIB. Потому что это, может, и альтернатива, она, может, и изменит мировую финансовую систему – но пока-то система еще не изменилась. Если начать ее разваливать резко, то кому Китай будет продавать товары и куда будет инвестировать?
Соответственно, греческий кризис, особенно если поведет к катастрофе европейских масштабов, Китаю (да, кстати, и России) создаст массу экономических проблем. Пусть даже наши две страны и приобретут себе в процессе целую Грецию на двоих.