Создание атомной энергетики в Иране началось еще во время правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, когда в середине 1950-х годов был основан Атомный центр Тегеранского университета. Разработки в области атомной энергии проводились при помощи США, с которыми Иран в 1957 году подписал Соглашение о мирном использовании ядерной энергии. В соответствии с этим соглашением Вашингтон обязался поставить в Иран ядерные установки, оборудование и подготовить специалистов.
В 1958 году Иран стал членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В 1963 году Иран подписал Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в 1970 году вступил в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). В 1974 году Иран подписал Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ и приступил к реализации плана развития атомной промышленности на основе сотрудничества с рядом западных стран.
Была поставлена задача создания в стране 23 блоков атомных электростанций и получения атомной энергии. Для этого в 1974 году была создана Организация атомной энергии Ирана (ОАЭИ), основной задачей которой являлось заключение контрактов с иностранными компаниями, экспортирующими технологии для ядерной энергетики.
В период с 1967 года по 1977 год не только США, но и Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, а также ФРГ принимали активное участие в программе развития ядерной энергетики в Иране, которое привело к заключению ряда контрактов на поставку оборудования и ядерного топлива для будущих АЭС, обучение специалистов и другие виды содействия, включая строительство двух АЭС в Бушере и Ахвазе. Согласно плану, разработанному совместно со странами, принимавшими участие в ядерной программе, ее реализацию и полную диверсификацию энергетической базы Ирана предполагалось завершить к 1994 году.
Все эти планы по большей части не были реализованы или оказались заморожены в результате исламской революции 1978 года. Духовный лидер исламской революции аятолла Хомейни после прихода к власти немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере.
В начале 1990-х годов Иран возобновил свою ядерную программу. После ряда попыток установить сотрудничество в области атомной энергии с рядом стран, обладающих опытом работы в этой сфере, Иран обратился к Китаю и России.
В 1992 году были подписаны протокол о сотрудничестве в области атомной энергетики между Ираном и КНР и соглашение "Об использовании ядерной энергии в мирных целях" между Ираном и Россией.
В августе 1992 года между правительствами России и Ирана было заключено соглашение о сооружении АЭС в Бушере, а в январе 1995 года подписан контракт на завершение строительства первого энергоблока станции.
Сегодняшняя ядерная программа Ирана, по утверждению руководства страны, преследует исключительно мирные цели и направлена на диверсификацию энергетических источников с учетом расширяющихся потребностей иранской экономики в новых мощностях. Кроме того, иранская ядерная программа, рассматриваемая государством и обществом в качестве общенационального проекта, призвана стимулировать сокращение нефтяной зависимости в структуре энергопотребления, а также создать условия для экспорта в обозримой перспективе ядерного топлива в другие страны.
В соответствии с законом, принятым в 2005 году парламентом ИРИ, правительство Ирана обязано развивать полный ядерный топливный цикл, в течение 25 лет обеспечить производство в стране 20 тысяч мегаватт электроэнергии и построить 20 атомных энергоблоков.
Для реализации вышеозначенных планов Иран обладает солидной базой: по оценкам специалистов, общее число построенных и сооружаемых объектов ядерной инфраструктуры страны в совокупности может достигать 20. Все они находятся в ведении Организации атомной энергии Ирана. Среди наиболее крупных и известных проектов, реализуемых в рамках национальных ядерных программ — Тегеранский центр ядерных исследований, центр ядерных исследований и производства топлива в Исфагане, центр по обогащению урана в Натанзе, ядерные исследовательские центры в Карадже и Йезде, АЭС "Бушер", подземный обогатительный завод "Форду" недалеко от города Кум.
11 апреля 2006 года руководитель Организации по атомной энергии Ирана Голямреза Агазаде, выступая в прямом эфире иранского телевидения, заявил, что 9 апреля этого года иранским ученым удалось на ядерном объекте в Натанзе на первом каскаде центрифуг обогатить уран до уровня 3,5% содержания изотопа урана-235, то есть получить низкообогащенный уран, необходимый для производства топлива для атомных электростанций.
Месяцем позже вице-президент ИРИ, глава Организации по атомной энергии Ирана Голямреза Агазаде сделал новое объявление — ядерщикам удалось обогатить уран до уровня 4,8%.
9 апреля 2007 года, в Национальный день ядерных технологий, Иран официально заявил о начале обогащения урана в промышленных масштабах.
В конце сентября 2009 года Иран уведомил МАГАТЭ о строительстве около города Кум второго завода по обогащению урана. Согласно докладу МАГАТЭ, Агентство располагает доказательствами, что реализация проекта началась в 2002 году, в 2004 году он был приостановлен и возобновился в 2006 году.
В ноябре 2009 года стало известно, что правительство Ирана санкционировало постройку еще десяти заводов по обогащению урана, из которых пять решено начать строить немедленно.
9 февраля 2010 года агентство Рейтер со ссылкой на иранское телевидение сообщило, что Иран начал работы по обогащению имеющегося у него урана до уровня 20%. Накануне Тегеран формально уведомил МАГАТЭ о намерении начать такие работы на своей территории.
11 февраля 2010 года президент Исламской республики Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран произвел первую партию обогащенного до 20% урана и обладает потенциалом для производства урана с более высокой степенью обогащения. Работы по обогащению урана до 20% являются центральным вопросом так называемого "иранского ядерного досье".
Согласно сообщению МАГАТЭ от 25 мая 2012 года, в Иране было задействовано 10 тысяч центрифуг для обогащения урана до 20%: 9,33 тысячи на объекте в городе Натанзе и 696 в подземном заводе "Форду". В июле президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что страна увеличила на 10% число центрифуг для обогащения урана — с 10 тысяч до 11 тысяч.
В конце января 2013 года Иран проинформировал МАГАТЭ о планах дальнейшего увеличения числа современных центрифуг (тип IR-2M) по обогащению урана на ядерном объекте в городе Натанзе.
На начало 2014 года Иран располагал 19 тысячами центрифуг для обогащения урана.
Власти Ирана неоднократно заявляли, что стране необходимо иметь 50 тысяч центрифуг, чтобы ежегодно обеспечивать топливом свои будущие атомные электростанции.
22 октября 2013 года глава Организации по атомной энергетике Ирана, вице-президент страны Али Акбар Салехи заявил, что объекты иранской ядерной промышленности в течение трех месяцев завершат подготовительные мероприятия для начала производства обогащенного диоксида урана, который будет использован в качестве топлива для АЭС в Бушере. Он сообщил, что на объекте в Исфахане получают три вида ядерного топлива. Один вид идет для исследовательского реактора в Тегеране, в который в качестве топлива загружаются пластинчатые топливные элементы с ураном, обогащенным до 20%, а два других предполагается использовать на АЭС в Бушере и в тяжеловодном ядерном реакторе в Араке. Топливом для реактора в Араке служит "естественный диоксид урана", однако в топливных стержнях на станции в Бушере используются таблетки из обогащенного вещества. По словам главы ОАЭИ, топливо уже имеет обогащение в 3-4%.
Физический пуск станции в Бушере состоялся 8 мая 2011 года, энергопуск — 3 сентября 2011 года. Окончательная приемка и сдача в эксплуатацию АЭС "Бушер" в Иране запланирована на 2015 год.
С 2003 года шесть стран — Россия, США, Китай, Франция, Великобритания, Германия — совместно с МАГАТЭ ведут переговоры с Ираном по "ядерному досье". "Шестерка" добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.
В 2012 году представители "шестерки" международных посредников и Тегерана провели три раунда переговоров. Последний из них состоялся в Москве 18-19 июня, ему предшествовали стамбульский (14 апреля) и багдадский (23-24 мая) раунды.
Переговоры "шестерки" продолжились в 2013 году. Первый в 2013 году раунд переговоров прошел 26-27 февраля в Алма-Ате (Казахстан).
Совет Безопасности ООН в течение последних лет принял несколько резолюций по ядерной программе Ирана. В настоящее время в отношении Ирана действуют четыре санкционные резолюции Совета Безопасности ООН и принятые в одностороннем порядке рядом стран и организаций резолюции, требующие от Ирана обеспечить полную прозрачность ядерной программы и доказать её исключительно мирную направленность.
США, Израиль и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Страны Евросоюза ввели эмбарго на импорт иранской нефти, которое вступило в силу 1 июля 2012 года. Свои действия страны ЕС объяснили тем, что они хотят заставить Тегеран отказаться от ядерных амбиций. Аналогичный пакет мер против Тегерана ранее ввел и Вашингтон.
Обстановка вокруг переговоров, призванных определить порядок допуска международных экспертов к информации по ядерной программе Ирана, изменилась после состоявшейся 28 сентября 2013 года телефонной беседы президента США Барака Обамы и нового президента Ирана Хасана Роухани, а также переговоров Ирана и "шестерки" в Женеве 15-16 октября, на которых Иран впервые выразил готовность к внезапным инспекциям МАГАТЭ, а международное сообщество заявило, что готово принять ограниченное обогащение урана на территории Ирана.
9-10 ноября 2013 года в Женеве состоялась встреча "шестерки" международных посредников и Ирана, которая вышла на уровень министров иностранных дел. Хотя она завершилась без ожидавшегося соглашения, стороны дали понять, что добились прогресса, а глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что впервые удалось отойти от "санкционного рычага" и перейти к "деловому рассмотрению существа проблем".
11 ноября 2013 года гендиректором МАГАТЭ Юкией Амано и главой Организации атомной энергетики Ирана Али Акбаром Салехи было подписано соглашение, согласно которому Иран предоставит информацию об урановом месторождении Гчин и реакторе на тяжелой воде в Араке, а также допустит экспертов к этим объектам. Также МАГАТЭ получит информацию о новых исследовательских реакторах Ирана и 16 участках, выделенных для строительства атомных электростанций.
24 ноября 2013 года Тегеран и главы МИД "шестерки" (Россия, США, Китай, Британия, Франция, Германия) по итогам переговоров в Женеве достигли договоренности, согласно которой Иран сократит работы в рамках ядерной программы, предоставит международным экспертам доступ для более тщательных проверок, а экономические санкции в отношении страны будут ослаблены. По соглашению, Иран отказывается устанавливать новые центрифуги, к ядерным объектам будет обеспечен ежедневный доступ МАГАТЭ, должны быть остановлены работы над ядерным реактором в Араке.
Иран не будет обогащать уран до "опасных" 20%, не станет вводить в действие предприятие по обработке плутония, и вернет свои запасы 20-процентного урана к безопасной отметке в 5%.
Договоренность вступила в силу 20 января 2014 года сроком на шесть месяцев, в ходе которых предполагается выработать всеобъемлющее соглашение. При этом МАГАТЭ, на котором лежат функции проверки, констатировало, что Иран выполняет достигнутые договоренности.
В докладе МАГАТЭ отмечается, что Иран на 80% снизил запасы радиоактивных материалов. В марте 2014 года МАГАТЭ подтвердило, что он отказался от обогащения урана до 20% и продолжает работу по разбавлению уже обогащенного сырья.
Глава иранской организации по ядерной энергетики Али Акбара Салехи заявил, что 12 апреля 2014 года все работы по сокращению уровня обогащения с 20% до 5% были завершены в соответствии с обязательствами, которые взяла на себя страна в рамках Женевских соглашений.
В течение 2014 года прошло несколько раундов переговоров "шестерки" международных посредников и Ирана по выработке соглашения. Крайний срок для соглашения между "шестеркой" и Ираном дважды переносился. Спустя год оно так и не было выработано, существовал лишь "промежуточный план действий".
В конце марта 2015 года в швейцарской Лозанне начался очередной раунд переговоров.
2 апреля "шестерка" международных посредников и Иран договорились, что две трети иранских мощностей по обогащению урана будут приостановлены в течение десяти лет, а Иран обязуется поставить все программы по обогащению урана под международный контроль на 25 лет.
С 26 июня в Вене проходит очередной раунд переговоров между "шестеркой" международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Франция, Россия, США) при участии ЕС и иранскими представителями.
30 июня 2015 года истекает срок, который переговорщики Ирана и "шестерки" международных посредников поставили себе для выработки всеобъемлющего соглашения по ограничению иранской ядерной программы и порядке снятия международных санкций в отношении страны. Перед переговорщиками стоит еще ряд неразрешенных задач. Одним из ключевых вопросов является порядок допуска международных инспекторов на иранские ядерные объекты, включая военные. Незадолго до начала очередного раунда верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что для Ирана неприемлемы непредусмотренные международными нормами проверки.
Другой сложный вопрос — это порядок снятия санкций в отношении Ирана. Аятолла Хаменеи перед раундом повторил иранские требования, что все международные санкции должны быть сняты с Ирана немедленно по достижении сделки. Однако для западных участников переговоров необходимо прежде убедиться в том, что Тегеран выполняет предусмотренные соглашением ограничения своей ядерной программы.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников