Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Ответом может быть вот что: а вы посмотрите, как проходил предыдущий, 60-й юбилей ООН, что говорили тогда об этой организации и что в итоге, то есть за истекшее десятилетие, получилось. В общем, давайте вернемся в 2005-й год, это будет как минимум интересно и поучительно.
Там пахло серой
Итак, юбилейная генассамблея организации в сентябре 2005-го, соответствующие речи, прежде всего о том, что организацию надо обновлять, давно назрела реформа ключевой части ООН – Совета Безопасности. Реформы так и нет, как нет и коллективной управляемости миром. А что есть? Подвешенная ситуация, тупик, переход непонятно куда? И ООН даже не пытается ничего с этим сделать?
Но 70 лет назад никто и не замышлял "мировое правительство", разве что переговорную площадку, на которой можно договориться о поддержании мира или о вопросах помельче. А можно и не договориться. В любом случае за эти 70 лет ООН как минимум играла роль римского форума, на котором все происходит в открытую. Можно все сказать, все услышать и увидеть. Такое место просто должно быть.
И тут начался массовый антиамериканский бунт – по периферии международной политики, со стороны довольно неожиданных государств. Это ведь все было в 2005-м. Северная Корея объявила, что обладает ядерным оружием. В Иране появился новый президент — Махмуд Ахмадинежад, который уже осенью решил возобновить в полном объеме обогащение урана и не допускать инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты, если ядерное досье Тегерана будет передано на рассмотрение Совбеза ООН.
А еще ведь президент Венесуэлы Уго Чавес именно тогда начал свою кампанию по критике политики США в целом и Джорджа Буша в частности, не говоря о том, что похожие тенденции начались в соседнем Эквадоре.
Все это происходило в том числе и в ООН – бунт открытый, "на форуме". Знаменитое "здесь все еще пахнет серой" Уго Чавеса (он оказался на трибуне вскоре после Буша) – это вообще-то 2006 год. Но иранские заявления, тоже в ООН, насчет того, что закончилась эпоха американского диктата – это 2005-й. И ведь правильно было сказано, закончилась.
В России это плохо понимают, но эпоха диктата завершилась в августе 2005-го, когда Новый Орлеан был затоплен после урагана "Катрина". "Без вести пропали" до 30 тысяч человек – так думали поначалу. Американцы начали разбираться, почему сверхдержава не может обеспечить эвакуацию людей и остановить мародеров. Ответ оказался неожиданным: или война (в Ираке), или домашние несчастья. Денег и ресурсов на то и другое не хватает. Американцам это не понравилось.
И Джордж Буш, выступавший не генассамблее в сентябре 2005-го, был какой-то другой. Еще пугал, но уже уговаривал. До краха Америки в 2008-м оставалось ровно три года, чуть меньше – до избрания Барака Обамы с его любимым принципом политики: "не делать глупостей". А в ООН, во множестве выступлений (включая речь Буша), зазвучала мысль: вот теперь-то всем понятно, что созданная в 1945 году организация оказалась нужна, как никогда, ее бы только подновить.
Если присмотреться, то много семян того, что происходит с миром сегодня, было посеяно в том самом 2005-м году. Для начала, на пост президента Украины вступил Виктор Ющенко. Президентство его вскоре закончилось полным позором, и кто бы мог подумать, что главные бедствия Украины еще впереди.
И ведь в том же году произошел переворот, бунт, хаос и т.д. в Киргизии ("тюльпановая революция"), одновременно – мятеж в Андижане (Узбекистан). После чего, видимо, вкус к революциям у народов Средней Азии пропал на пару поколений вперед: насмотрелись. Почему он не пропал надолго у украинцев – вопрос сложный.
Одновременно Франция и Нидерланды на референдумах проголосовали против Европейской конституции, во Франции произошли уличные бунты арабов. И, кстати, Россия полностью расплатилась по долгам МВФ: да, тоже в 2005 году. Внешняя удавка прекратила существование.
В общем, декорации для нынешнего европейского (и мирового) кризиса были расставлены именно тогда.
Все это можно было наблюдать, по крупицам и мелочам, на тогдашнем мировом форуме – в ООН. И дело не в том, что кто-то мог предсказать события 2014-2015 годов, глядя на то, как они зарождались в 2005-м. Дело скорее в том, какие выводы из уроков разворачивающейся сегодня истории будут сделаны на предстоящей очередной юбилейной генассамблее в сентябре. Этот "римский форум" в любом случае будет полезен, если на нем станет ясно, как изменился мир за прошедшие десять лет, кто и что может в нем делать, а кто уже нет.
ООН не руководит миром, хотя бы уже потому, что Устав ООН (а именно его принятие состоялось 70 лет назад и считается днем рождения организации) не предполагает чьей-либо власти над суверенитетом. Страна, нация, сначала создается, а потом вступает в ООН, ее можно наказать за нарушение чужого суверенитета (если согласны все великие державы с правом вето в Совете Безопасности). Но ее не лишить права быть государством и нацией. Из ООН не исключают. Другое дело, что вступить туда бывает трудно. И это – один из тупиков и Устава организации, и мира в целом. Хотя что-то разумное в этом тупике есть, стать нацией не должно быть легко.
Но в любом случае мир уже, видимо, никогда не сможет без форума, на котором всем видно, что происходит и куда идет дело. Так что даже только поэтому 70-летняя ООН – старая кошка, которая очень неплохо ловит мышей.