МОСКВА, 24 июн — РИА Новости/Прайм. Французская Total передаст "Газпрому" 25% в компании Shtokman Development AG, созданной в 2008 году для разработки первой фазы гигантского Штокмановского месторождения, пишет газета "Ведомости".
По данным издания, окончательная договоренность была достигнута на встрече компаний на Петербургском экономическом форуме. "Участие Total в Штокмановском проекте положило начало нашему сотрудничеству с "Газпромом", и в будущем мы бы хотели продолжить работать вместе", — передал через представителя гендиректор Total в России Жак де Буассезон.
Соглашение акционеров Shtokman Development AG, в которой "Газпрому" изначально принадлежал 51%, Total — 25%, Statoil — 24%, истекло летом 2012 года. Инвестиционное решение по проекту принято не было, и Total со Statoil должны были вернуть доли "Газпрому". Statoil это сделала, списав 335 миллионов долларов убытков. Total осталась в проекте, а 350 миллионов долларов убытков по нему списала только в апреле 2014 года.
В конце апреля 2015 года, после введения санкций, Total заявила, что получила разрешение французских властей работать только на трех проектах в России: Ямал СПГ, Харьягинском СРП и Термокарстовом месторождении. Из-за санкций Total столкнулась с проблемами по привлечению проектного финансирования для "Ямал СПГ", а также прекратила скупку акций НОВАТЭКа. Мешают ли санкции Total продолжать работу над Штокманом, компания не сообщала.
Санкции — одна из главных причин выхода Total из проекта, заявили изданию считают аналитик "Сбербанк КИБ" Валерий Нестеров и портфельный управляющий GL Financial Group Сергей Вахрамеев. На экономику Штокмана повлияли и низкие цены на нефть. Проект может окупиться лишь при цене газа 460 долларов за 1000 кубометров, а для этого цены на нефть должны увеличиться вдвое, говорит Вахрамеев.
Проект станет актуальным через пять-семь лет, поэтому Total и держала долю в нем, а сейчас заручилась обещанием "Газпрома" привлечь ее к проекту в будущем, полагает Нестеров. Но из-за перепроизводства газа в США — некогда главном рынке Штокмана — проект пока потерял актуальность, резюмирует он.