МОСКВА, 19 июн — РИА Новости/Прайм. Госдума приняла закон, направленный на создание системы пруденциального надзора на рынке ценных бумаг и формирование единых требований к профучастникам данного рынка.
Задачей системы пруденциального надзора (от англ. prudential — благоразумный) на рынке ценных бумаг является прогнозирование и предупреждение рисков как отдельно взятых финансовых организаций, так и системных рисков с целью обеспечения устойчивости и надежности всего рынка в целом. Профучастник рынка ценных бумаг будет обязать организовать и осуществлять внутренний контроль и организовать систему управления рисками.
Закон определяет требования к профучастникам рынка ценных бумаг, к их деятельности и учредителям (участникам), особенности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанные с ведением индивидуальных инвестиционных счетов. В банковские депозиты разрешается инвестировать не более 15% средств индивидуальных инвестиционных счетов. При этом допускается возможность инвестировать такие средства в иностранные ценные бумаги, если сделка совершена на торгах российского организатора торговли.
Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг освобождаются от обязанности определять представителя владельцев облигаций. Спецдепозитарий наделяется полномочиями по утверждению регламента осуществления им контроля за активами страховщика. Вводится ответственность держателя реестра за полноту и достоверность предоставленной из реестра информации, за убытки, причиненные своими неправомерными действиями (бездействием). Устанавливается солидарная ответственность эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) и держателя реестра за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам (порядка ведения реестра), утраты учетных данных, предоставления из реестра неполной или недостоверной информации.
Новые полномочия ЦБ и Правительства
Функции Центробанка дополняются организацией оказания услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям. Банк России будет вправе оказывать возмездные услуги по передаче таких сообщений кредитным организациям и их клиентам — юрлицам в установленном нормативными актами ЦБ порядке, а иностранным кредитным организациям, международным организациям, иностранным центральным (национальным) банкам — на основании заключенных с ними договоров. Банк России будет устанавливать порядок расчета результата инвестирования средств пенсионных накоплений, не включенных в резервы негосударственного пенсионного фонда.
Правительство РФ наделяется правом устанавливать особенности осуществления закупок отдельными заказчиками аудиторских услуг (за исключением проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика), а также консультационных услуг.
О ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ И ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Закон разрешает валютные операции между резидентами, связанные с внесением и возвратом индивидуального, коллективного клирингового обеспечения и (или) иного обеспечения, в том числе внесенного в имущественный пул в соответствии с законом о клиринге. Одновременно уточняются особенности взыскания на имущество клиринговых организаций и участников, и порядок наложения ареста на клиринговые сертификаты.
Законом уточняется институт корпоративного договора, солидарной ответственности "материнской" компании по сделкам "дочерней". Юрлицам, имеющим право привлекать деньги граждан, разрешается привлекать такие средства в виде займа под проценты (кроме займа путем выпуска и продажи облигаций) путем публичной оферты либо предложения делать оферту, направленному неопределенному кругу лиц.
Помимо этого, вводится обязанность акционеров АО, заключивших акционерное соглашение, уведомить общество о факте его заключения не позднее 15 дней со дня его заключения. В противном случае акционеры, не являющиеся сторонами акционерного соглашения, будут вправе требовать возмещения причиненных им убытков. Акционер, который намерен обратиться в суд с требованиями к АО или иным лицам, будет обязан проинформировать об этом АО. Уточняются требования к уставу АО, его уставному капиталу, фондам и чистым активам, компетенция и порядок проведения общего собрания акционеров, компетенция совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа АО, особенности приобретения более 30% акций публичного АО.
Законом уточняются основания и порядок исключения сведений о юрлице из госреестра микрофинансовых организаций, а также определение бенефициарного владельца. Идентификация бенефициарных владельцев не будет проводиться в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся иностранными организациями, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень, утвержденный ЦБ РФ.