Михаил Ростовский, для МИА "Россия сегодня"
В одном из романов советского писателя-фантаста Александра Казанцева описан следующий своеобразный метод возвращения долгов. Должник достает из-за пазухи туго набитый кошель, трясет им перед носом опешившего кредитора, а потом заявляет ему: “Звон монет слышал? Все, мой долг оплачен!”
На днях первый заместитель министра юстиции Украины Наталья Севастьянова сообщила, что ее страна может потребовать от России компенсации за вызванные потерей Крыма экономические убытки в размере 47 миллиарда долларов. Уверен, что даже сама автор этого экстравагантного заявления прекрасно понимает: вероятность успешной реализации такого плана спасения украинской экономики гораздо меньше, чем шансы на приземление на Крещатике космического корабля марсиан в ближайший четверг.
Однако план Севастьяновой идеально укладывается в общее русло того, что сейчас на Украине почему-то (видимо, в силу недоразумения или по инерции) называется экономической политикой президента и правительства. По долгу службы я вынужден постоянно следить за заявлениями киевских чиновников. И поэтому мне уже до боли знакома общая логика их рассуждений.
России Украина не должна возвращать свои долги потому, что РФ является “страной-агрессором”. Западным кредиторам Украина не должна возвращать свои долги потому, что Киев находится на “передовом фронте борьбы с агрессором”. А раз так, то требовать от Украины возврата ранее взятых в долг средств не только абсурдно, но и безнравственно, Наоборот, мировое сообщество должно срочно оказать ей масштабную безвозмездную финансовую помощь.
Читая недавно книгу российского ученого Олега Хлевнюка “ Хозяин: Сталин и утверждение сталинской диктатуры” я натолкнулся на следующую характеристику экономической политики “вождя народов”: “ Не имея выверенной программы, не понимая, что делать с экономикой, Сталин прибег к испытанному способу – перенесению в хозяйственную сферу большевистких методов “классовой борьбы”, превращению экономических преобразований в очередную революцию…
Экономические стимулы и методы организации производства и труда полностью подменялись политическими кампаниями и репрессиями…Оборотной стороной и необходимым условием поддержания высокого градуса штурма и натиска была борьба с “врагами”…На них списывали провалы сталинской политики и нарастание социально- экономического хаоса”.
“Не зная, что делать с экономикой” — это на 100% про Порошенко и Яценюка. “Подмена экономических стимулов политическими кампаниями и репрессиями” в современном украинском государстве тоже налицо. “Поддержание высокого градуса штурма и натиска” с помощью “ борьбы с врагами” — это, как говорится, и вовсе без комментариев. Все проблемы Украины ее политическая элита автоматически списывает на “враждебные происки России”.
Основанная на описанных выше постулатах экономическая политика Сталина оказалась успешной только по его личным диктаторским меркам. Если судить, учитывая исключительно объективные показатели, то как экономический реформатор “ вождь народов” оказался полностью несостоятельным. Все его экономические успехи были достигнуты ценой колоссальных людских потерь и колоссального обнищания страны.
Негативный эффект от политики Порошенко-Яценюка, естественно, будет меньшим. Но общий результат этой политики все равно окажется отрицательным: если сталинские методы не сработали на рубеже 1920 —х и 1930-х годов, то в ХХI веке они тем более окажутся несостоятельными. Украина начнет выбираться из экономической ямы только тогда, когда ее лидеры осознают: время для пустых идеологических игрищ прошло. Настал черед для проведения прагматичного экономического и политического курса.
Современная Украина сейчас тоже балансирует на грани дефолта. Денег на выполнение всех внешних финансовых обязательств государства нет. Но я сомневаюсь, что дефолт оздоровит украинскую политическую сферу, как это было в России. Скорее, все будет обстоять с точностью до наоборот: нездоровые явления в украинской политике усилятся.
В соседней с нами стране сейчас набирает популярность теория: все, что плохо для России, хорошо для Украины. Я считаю такую теорию полным бредом – точно также как полным бредом, с моей точки зрения, является теория с противоположным знаком: все то, что плохо для Украины, хорошо для России.
У двух наших стран сейчас огромные проблемы со взаимопониманием. Но это никоим образом не уменьшает степень нашей взаимозависимости. Я не боюсь, что удалые киевские юристы сумеют отнять у России 47 миллиардов долларов. Но перспектива финансового банкротства Украины от этого не выглядит менее ужасной.