МОСКВА, 2 июн — РИА Новости. Малайзийский Boeing летом 2014 года сбила, судя по траектории, ракета зенитного комплекса "Бук-М1" с территории, подконтрольной на момент трагедии киевским силовикам, — таковы основные тезисы расследования российского концерна "Алмаз-Антей", производителя "Буков" и других систем ПВО.
Результаты своей работы "Алмаз-Антей" уже передал международной комиссии по расследованию крушения Boeing, однако есть сомнения, будут ли они приняты во внимание.
Катастрофа борта MH17 17 июля в Донецкой области стала крупнейшим авиационным происшествием в мире в 2014 году (погибли 298 человек), а обстоятельства этой трагедии по сей день окутаны тайной, при этом огромное число противоречивых заявлений только затрудняет понимание произошедшего.
Внести некоторую ясность призван доклад экспертов "Алмаз-Антей", как никто другой разбирающихся в тонкостях данной тематики, однако окончательные выводы можно будет сделать только в октябре, когда будет представлен итоговый доклад международной комиссии.
Инженеры концерна, чтобы определить тип ракеты, предположительно, сбившей Boeing-777, "провели тщательный анализ повреждения внешней обшивки и силового каркаса самолета, а также поражающих элементов, представленных международной комиссией как изъятые из различных элементов конструкции самолета", говорится в пресс-релизе концерна.
При этом "анализу подвергалась не только форма, но и общий характер повреждений".
К работе были, в частности, привлечены специалисты, расследовавшие крушение российского пассажирского Ту-154, сбитого украинскими средствами ПВО над Черным морем в 2001 году (погибли 78 человек).
"В результате анализа были решены обе задачи — проведено уточнение типа ракеты — соответственно, это ракета 9М38М1 с боевой частью 9М314, а также определены условия встречи ракеты с самолетом — ракета подходила к самолету с существенным пересечением курса в горизонтальной плоскости 72-78 градусов, в вертикальной — 20-22 градуса. Наиболее вероятным районом, откуда могла быть пущена ракета — это район населенного пункта Зарощенское (контролировавшийся на момент трагедии украинскими силовиками)", — заявил на пресс-конференции в Москве советник главного конструктора "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.
Ранее в СМИ многократно сообщалось, что ракета была, вероятно, выпущена, из района населенного пункта Снежное, который контролировали ополченцы. При этом глава "Алмаз-Антей" Ян Новиков отметил, что подобная информация начала появляться еще тогда, когда вообще рано было делать какие-либо выводы.
Стреляли из "Бук-М1"
Таким образом, специалисты концерна пришли к выводу, что самолет был сбит именно зенитной ракетой, а не ракетой класса "воздух-воздух".
"На первом этапе нашего исследования был определен тип комплекса — это комплекс "Бук-М1" (по классификации НАТО SA-11), тип ракеты 9М38М1 и ее боевой части 9М314", — сказал Михаил Малышевский.
Как рассказал Новиков, подобная ракета не производится в РФ с 1999 года. В то же время у концерна имеются "неопровержимые доказательства наличия подобного типа ракет в Вооруженных силах Украины". На 2005 год концерн проводил "предконтрактную проработку продления срока эксплуатации данных ракет на Украине", указал гендиректор.
"На тот момент их количество в Вооруженных силах Украины составляло 991", — рассказал глава концерна.
Гендиректор "Алмаз-Антей" особо отметил, что не производил модернизацию украинских "Буков"; если Украина делала это самостоятельно, изготовитель не несет никакой ответственности за все дальнейшие проблемы с ними.
Ранее широко распространенная версия об уничтожении самолета MH17 ракетой, выпущенной из района Снежного, полна несоответствий, считает советник главного конструктора "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский.
"Анализ всех данных (о повреждениях самолета) позволяет достоверно исключить возможность поражения самолета при пуске из района населенного пункта Снежное", — сказал он.
Напротив, пуск мог быть осуществлен только из района села Зарощенское, которое контролировали киевские силовики, заявил представитель "Алмаз-Антей".
Как подчеркнул Малышевский, ракета двигалась с пересечением курса лайнера, что происходит "только при стрельбе сбоку" (то есть из района Зарощенского).
Если бы ракета была выпущена из района Снежного, то она бы взорвалась у носа лайнера и отсекла бы ему всю кабину, вычислили эксперты "Алмаз-Антей".
Однако в настоящем случае этого не произошло: по словам Малышевского, поражающие элементы ракеты "прошли от кабины пилотов до хвоста, причем не снаружи, а внутри салона".
Он также отметил трудность определения следа от ЗРК на земле: "по бездорожью комплекс "Бук" идет лучше самого дорогого внедорожника", а оставить следы он может только при развороте на месте или при резком повороте на влажной земле.
Время, в течение которого можно наблюдать след от запуска, зависит от погодных условий, но, по словам Малышевского, "при старте ракета за четыре секунды разгоняется и уходит в заоблачность, и ее не видит никто".
… но выводы делать рано
Однако для окончательных выводов о причинах катастрофы необходимо провести еще множество экспертиз, заявили в "Алмаз-Антей".
"Необходимо провести еще экспертизы, чтобы сказать со стопроцентной уверенностью… Но за каждое слово, которое мы произнесли при техническом анализе, мы готовы отвечать", — отметил гендиректор концерна Новиков.
Пролить свет на причины трагедии помогло бы, в частности, обнародование записей переговоров украинских авиадиспетчеров и данных со спутников США, считают в концерне.
При этом концерн готов даже пойти на эксперимент, воссоздающий условия трагедии.
"Если это будет необходимо, мы готовы на проведение полномасштабного натурного эксперимента с участие независимых наблюдателей и экспертов. То есть мы готовы осуществить подрыв ракеты 9М38М1 под указанными в презентации углами у списанного самолета такого же производителя и конструкции, и характер разрушений станет неоспоримым доказательством нашей правоты", — сказал Новиков.
По его словам, материалы расследования "Алмаз-Антей" уже переданы международной комиссии, при этом даже были раскрыты составляющие гостайну данные об особенностях ракеты 9М38М1.
Однако вовсе не факт, что выводы корпорации будут приняты во внимание, заявил РИА Новости член комитета Госдумы по обороне Франц Клинцевич, напомнив о многочисленных и бездоказательных обвинениях в адрес России в этой трагедии.
Киев отвергает
Едва представители "Алмаз-Антей" завершили пресс-конференцию, как киевские власти уже отвергли доклад концерна.
К примеру, представитель администрации президента Украины по вопросам спецоперации в Донбассе Андрей Лысенко так прокомментировал тезис о том, что пуск ракеты мог быть произведен только из района южнее населенного пункта Зарощенское: "Дело в том, что для такой системы, как "Бук"… там дальность поражения этой ракеты не зависит от какого-то ближайшего или неближайшего села, там радиус может быть десятки километров, то есть это несущественно".
Отвечая на вопрос РИА Новости, он назвал доклад "попыткой прикрыться якобы научными доводами". Чиновник вновь обвинил Россию в крушении самолета, заявив, что украинские службы "уже получили достаточно доказательств" якобы причастности РФ.
Не менее интересный комментарий дал Генштаб Украины в качестве подтверждения своих слов о том, что у ополченцев Донбасса якобы есть на вооружении системы "Бук".
"По поводу того, что нет "Бука-М1" — есть очень много видео в сети интернет, где этот комплекс движется по дорогам РФ. Было проведено экспертное расследование, которое четко прописало по движению именно этой ракетной установки "Бук-М1", которым был уничтожен малайзийский Boeing", — заявил РИА Новости официальный представитель украинского Генштаба Владислав Селезнев.