29 мая в Вооруженных силах Российской Федерации отмечается День военного автомобилиста, учрежденный по приказу министра обороны от 24 февраля 2000 года.
Как отмечено в приказе, 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота, заложившая основы автомобильного дела в русской армии и явившаяся прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения ВС РФ. День военного автомобилиста — профессиональный праздник солдат и офицеров автомобильных войск, а также вообще военнослужащих, которым приходится управлять теми или иными транспортными средствами.
Создателем автомобильных войск России считается Петр Секретов, в чине капитана возглавивший в мае 1910 года первую Учебную автороту, затем военную автомобильную школу, а в дальнейшем ставший командующим автомобильными частями русской армии.
К концу Первой мировой войны в ее составе было уже 22 отдельные автороты.
В годы гражданской войны автомобили использовали и белые, и красные, причем обе стороны испытывали значительные трудности с обеспечением своих автомобильных подразделений запчастями и ГСМ. В 1920 году парк Красной армии насчитывал семь с половиной тысяч автомобилей (в основном, иностранного производства).
В конце 1920-х годов началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, комплектуемых новыми отечественными автомобилями. К середине 1930-х годов в РККА — уже 40 тысяч машин, советские военные теоретики стали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна следовать за танками в глубокой наступательной операции.
К началу Великой Отечественной войны армейский парк превышал 272 тысячи единиц всех типов, основу которых составляли легковые "эмки" ГАЗ-М1, знаменитые "полуторки" ГАЗ-АА и "трехтонки" ЗИС-5. В первые месяцы войны автотранспортные части понесли катастрофические потери, которые частично удавалось восполнять мобилизацией техники из народного хозяйства и, до некоторой степени, производством новых автомобилей. Но до конца войны промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль сыграли поставки американских грузовиков и джипов. Летом 1945 года в РККА числилось 664 тысячи автомобилей, треть которых составляла техника, полученная по ленд-лизу, а около 10% были трофейными.
Опыт войны предполагал оснащение автотранспортных частей полноприводными грузовиками. Уже в конце 1940-х годов было организованно производство армейского ЗИС-151, затем появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-х годах им на смену пришли ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, вездеход УАЗ-469, начался выпуск дизельных КамАЗов.
Военная автомобильная техника (ВАТ) стала материальной основой подвижности войск. Кроме того, автомобиль из простого средства подвоза стал носителем вооружения (как, например, в Ракетных войсках стратегического назначения), его составной частью.
В современной России автомобильные войска, относящиеся к специальным войскам, представляют собой объединение в Вооруженных силах.
Они предназначены для транспортировки личного состава, подвоза продовольствия, горючего, боеприпасов и прочих материальных средств обеспечения боевой и повседневной деятельности армии.
Военная автомобильная техника состоит на оснащении всех видов Вооруженных сил, родов войск, специальных войск и служб и является важнейшим звеном в системе вооружений и военной техники, оставаясь самым распространенным средством перевозки воинских грузов.
Структурно Автомобильные войска включают автомобильные бригады, полки, батальоны и роты материального обеспечения, которые входят в состав войсковых объединений и соединений, а также тыловых структур.
Главное автобронетанковое управление МО РФ отвечает за танкотехническое и автотехническое обеспечение Вооруженных сил, эксплуатацию и развитие бронетанковых вооружений и военной автомобильной техники.
Департамент транспортного обеспечения МО РФ ведает строительством и развитием службы военных сообщений, автотранспортных служб видов Вооруженных сил, военных округов и флотов, родов войск и объединений.
Общий парк ВАТ в Вооруженных Силах России составляет более 410 тысяч единиц.
В 2014 году на базе Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ Минобороны России прошли испытания 37 образцов ВАТ в интересах Вооруженных Сил. В настоящее время продолжаются более 30 научно-исследовательских и более 20 испытательных работ, связанных с современными образцами военной автомобильной техники для всех видов ВС и родов войск.
В городе Солнечногорске Московской области действует Учебный центр контраварийной подготовки водителей — единственный в Минобороны, где проходят специальный курс автомобильного вождения военнослужащие контрактной службы, имеющие опыт службы и вождения транспортных средств.
Знаком различия по функциональному предназначению военнослужащих автомобильных войск является изображение двух автомобильных колес с крыльями и руля.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников