МОСКВА, 20 мая — РИА Новости. Законопроект об амнистии капитала не учитывает концептуальные аспекты, в частности не предлагает модели раскрытия и защиты от ответственности в случаях, когда актив, с которым связаны основные риски, уже выбыл из владения, поэтому инициатива не совсем соответствует ожиданиям потенциальных участников, считает советник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Марк Ровинский.
Правда, по его словам, некоторые технические вопросы удалось решить. Так, благодаря поправкам появилась возможность защитить менеджмент.
Госдума в среду приняла во втором чтении законопроект "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках", который предполагает амнистию декларируемых зарубежных капиталов. Председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров ранее сообщил, что подготовленные поправки к документу учитывают замечания и предложения, сделанные при рассмотрении в первом чтении.
Проект закона разработан правительством во исполнение послания президента РФ Федеральному собранию в части амнистии капиталов. Документ создает правовую основу для проведения в 2015 году в России добровольного декларирования имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами РФ, в том числе оформленных на номинальных владельцев. Это касается недвижимого имущества, ценных бумаг, акций (долей) в капитале организаций, а также декларирования контролируемых иностранных компаний.
Для легализации такого имущества в налоговый орган с 1 июля по 31 декабря 2015 года необходимо подать специальную декларацию, на которую будет распространяться режим налоговой тайны. Декларанты при этом освобождаются от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом, и в отношении нарушений, связанных с декларируемым имуществом и совершенных до 1 января 2015 года.
"Многие опасались, что если собственники будут раскрывать компании, то менеджмент компании может попасть под ответственность. Сейчас же, благодаря поправкам, появилась возможность защитить менеджмент. Устранены и другие недостатки. Например, ушли от концепции амнистии, указали (прямо в законе) перечень статей, по которым представляется освобождение, но при этом некоторые концептуальные проблемы все же остались", — сказал Ровинский РИА Новости.
Он пояснил, что гарантия освобождения от ответственности по закону предоставляется только в связи с приобретением, использованием и распоряжением имуществом, которое указано в декларации. "Но, как правило, сделки, которые совершаются, например покупается дом за границей, не криминальные, они абсолютно легальны, и нет необходимости декларировать этот актив, чтобы освободиться от ответственности. И, напротив, может быть ситуация, когда у человека есть плохая история, связанная с прошлым активом, которого уже нет. Человек продал акции, но не задекларировал доход от продажи, который к тому же пришел на иностранный счет. Сейчас такому лицу уже нечего декларировать, акции проданы, а счет закрыт. Именно здесь основной риск", — отметил эксперт. По его словам, в этой достаточно типичной для российского бизнесмена истории его интересы остаются во многом не защищенными.
По словам Ровинского, не все идеи, исходящие от представителей бизнеса, были услышаны и учтены. "Даже при достаточных гарантиях не до конца продуманная модель раскрытия может сократить количество потенциальных участников программы", — резюмирует он.