Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Во вторник вице-премьер Дмитрий Рогозин представил в Госдуме президентский законопроект о создании государственной корпорации "Роскосмос". Предусмотрено создание корпорации в форме некоммерческой организации с функциями уполномоченного от имени России органа управления в сфере космической деятельности.
Новые приоритеты
Проект предусматривает развитие перспективной пилотируемой космонавтики, создание новейшего пилотируемого космического корабля и российской орбитальной станции.
Россия будет постепенно отказываться от "Протонов" (работающих на ядовитом гептиловом топливе), ориентируясь на экологически чистые ракеты-носители, в том числе на "Ангару".
Сегодня строится вторая очередь космодрома "Восточный" в Амурской области со стартовыми комплексами для ракет-носителей "Ангара" тяжелого и сверхтяжелого класса.
Среди ближайших задач Роскосмоса — создание межпланетного буксира, водородного разгонного блока (чтобы довести ракету-носитель "Ангара" до сверхтяжелого класса). Проект Федеральной космической программы на 2016-2025 годы будет представлен в правительство во второй половине 2015 года.
Приоритеты создания российской орбитальной станции и агрессивное завоевывание рынка не означают полного сворачивания существующего международного сотрудничества в космосе. И все же речь идет о своей станции вместо МКС.
На международном рынке Россия имеет 40 процентов всех пусков, однако производительность труда на ракетно-космических предприятиях США в 9 раз выше, чем в РФ. И ситуация на рынке меняется не в нашу пользу.
Между тем появляется зарубежная космическая промышленность нового типа, которая использует 3-D принтеры, другие современные технологии производства и маркетинговые схемы.
Начиная с первого советского спутника (1957 год), космические проекты имели только правительственное финансирование. Они требовали огромных вложений в технологии и в инфраструктуру. Сегодня создание спутника не является космически сложной задачей. Маленькие, энергоэффективные компьютеры, новые производственные процессы и бизнес-модели сделали выход в космос более простым и дешевым.
Отправка в космос сравнительно небольших грузов стала экономически оправданной, новые зарубежные компании заполняют эту демократическую нишу, предлагая пуски стоимостью от 1 миллиона до 10 миллионов долларов, вместо обычных 50-250 миллионов. К примеру, маленькая фирма Tyvak Nano-Satellite Systems (в штате всего 20 инженеров) строит настолько дешевые и простые спутники, что их может купить и запустить почти кто угодно (от 45 тысяч долларов США). При этом госкорпорации все еще строят спутники в среднем за 100 млн. долларов (без учета запуска на орбиту).
Смена поколений
Представляя в Госдуме законопроект о создании госкорпорации "Роскосмос", вице-премьер Дмитрий Рогозин отметил: "Сегодня России нужна программа освоения космоса не менее чем на 30 лет". Эта вера в светлое будущее резко контрастирует с действительностью.
16 мая ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и мексиканским спутником "МекСат-1" стартовал с Байконура, но не вышла на расчетную орбиту, и вскоре сгорела в плотных слоях атмосферы. 8 мая подобная судьба постигла другой грузовой корабль "Протон-М".
После такого "дубля" премьер-министр Дмитрий Медведев на правительственном совещании потребовал материальной ответственности для виновных в неудачных запусках ракет. Страховка покроет убытки, и все же, с учетом стоимости ракетно-космической техники ("Роскосмос" оценил потерянный корабль в 2,59 млрд. рублей), штрафная мера может оказаться очень суровой. Комиссия по расследованию аварии ракеты-носителя "Протон-М" предоставит свои выводы в конце мая. Однако уже 17 мая Дмитрий Рогозин написал в TwitLonger: "Аварии — это следствие системного кризиса в отрасли, из которой Роскосмос еще не вышел… Реформу проведем твердо и последовательно".
Не считая двух последних аварий, "Протон-М" падал трижды — в 2010, 2013 и 2014 годах, и это привело к потере шести навигационных спутников ГЛОНАСС и одного спутника связи.
Глобальная навигационная спутниковая система относится к военному ведомству. После аварии 2013 года Министерство обороны РФ подало иск к разработчику ракеты-носителя "Протон-М" на 1,8 млрд. рублей, и начало страховать пуски военных космических аппаратов. Потеря навигационных спутников в 2013 году привела к смене руководства ракетно-космической отрасли (Владимира Поповкина сменил Олег Остапенко).
И все же заметим, ракета-носитель "Протон-М" — техника надежная. Впервые "Протон-М" стартовала 7 апреля 2001 года. С тех пор осуществлен 91 запуск (все с космодрома Байконур), из которых 81 успешный, 5 аварийных и 5 нештатных. В чем же причина аварийности?
По мнению вице-премьера Дмитрия Рогозина, "есть некая конструктивная болезнь у ракеты, и это для нас и Роскосмоса — вопрос чести ее найти".
Президент Российской академии наук Владимир Фортов полагает, что со сменой поколений в космической науке и отрасли упала технологическая дисциплина, ушла в прошлое требовательность, которая была раньше. Единого мнения нет и, возможно, аварийность объясняется комплексом причин.
Дмитрий Рогозин также отметил низкие отраслевые зарплаты: "Когда впервые приехал в Центр Хруничева, узнал, что зарплата составляет 25 тысяч рублей. Какое качество мы можем требовать? На предприятии, в основном, работают молодые люди из дальнего Подмосковья, которые живут в общежитии. Если мы не поднимем зарплату на предприятии, никакого качества не получим". Возможно, в этой фразе ключевое слово — общежитие. Бездомный инженер или рабочий больше думает о проблемах земных. В прежние времена предприятия активнее строили жилье. К 2013 году в квартирах нуждались более 40 тысяч сотрудников предприятий ракетно-космической отрасли России. И сегодня жилищные программы остаются одними из наиболее эффективных для привлечения и удержания в отрасли перспективных квалифицированных кадров.
В "Роскосмосе" около 300 тысяч человек. Ежегодно требуются 10 тысяч молодых специалистов, а приходят только четыре тысячи. Романтиков становится все меньше.
Ненаучная организация труда
Список семи космических аварий с 2010 года впечатляет. Огромен ущерб международному авторитету страны. Американское агентство Bloomberg на днях отметило: "Проблемы с запуском "Протонов" стали возникать настолько часто, что выпускающий эти ракеты государственный космический научно-производственный Центр имени Хруничева вынужден все чаще выплачивать страховые суммы. Он также сталкивается с трудностями по поиску зарубежных клиентов".
Аварии ракеты-носителя "Протон-М" снижают конкурентоспособность на мировом рынке. Сдвинут во времени вывод на орбиту российским носителем третьего коммуникационного спутника компании Inmarsat, который должен был завершить формирование орбитальной группировки. И в случае дальнейших проблем с "Протонами", 6-тонный спутник Global Xpress стоимостью около 1,6 млрд. долларов США может быть выведен на орбиту новой ракетой-носителем Falcon Heavy производства частной американской компании SpaceX.
Каждый новый руководитель Роскосмоса после очередной аварии заверял, что выводы сделаны. И все же порядка в отрасли не хватает. Вот, новые факты. Против бывших сотрудников Центра им. Хруничева заведены восемь уголовных дел — выявлено нанесение ущерба предприятию более чем на 9 млрд. рублей.
19 мая Дума рассмотрела и одобрила в первом чтении законопроект о государственной корпорации по космической деятельности. Переходный период, то есть слияние Объединенной ракетно-космической корпорации и Роскосмоса в единую новую государственную корпорацию "Роскосмос" должен занять не более полугода.
В связи с расследованием аварии "Протона" Минобороны России на неопределенный срок отложило запуск космического аппарата "Кобальт-М" (ракета-носитель "Союз-2.1а" должна была стартовать 15 мая). И все же Роскосмос по-прежнему планирует запустить ракету-носитель "Союз-ФГ" с пилотируемым космическим кораблем "Союз ТМА-17М" 26 мая. А 29 мая должен стартовать "Протон-М" с космическим аппаратом "Инмарсат-5Ф3". 30 июня — "Протон-М" со спутником "ТуркСат-4Б".