МОСКВА, 19 мая — РИА Новости. Парламент Украины во вторник принял правительственный закон, позволяющий приостанавливать выплаты по реструктурируемым внешним долговым обязательствам. Данный документ будет действовать до 1 июля 2016 года, однако он еще не подписан президентом. По мнению экспертов, это фактически последний шаг страны перед объявлением дефолта.
Кабмин разработку этого закона объяснил чрезмерно высокой долговой нагрузкой, непосильной для находящейся в тяжелой экономической ситуации страны. Согласно заявлению правительства, оно пытается простимулировать иностранных частных кредиторов Украины разделить бремя и присоединиться к поддержке страны.
Как свидетельствует приложение к закону, в перечень обязательств, в отношении которых может быть введен мораторий на выплаты, попал и выпуск евробондов Украины на 3 миллиарда долларов, выкупленных Россией в конце 2013 года. Документ также предусматривает, что в случае введения кабмином моратория кредиторы не смогут обратить судебное взыскание на государственное имущество.
Только механизм
Законопроект еще должен быть одобрен президентом Украины, после вступления в силу он даст правительству право ввести соответствующий мораторий. Пресс-служба Нацбанка Украины сообщила, что закон могут и не применить на практике.
По оценке НБУ, такое право "не создает каких-либо предпосылок для нарушения стабильности финансового рынка, в частности, банковской системы страны или ее валютного курса".
Премьер-министр Украины Арсений Яценюк, представляя в парламенте этот законопроект, призвал частных кредиторов пойти навстречу Киеву и реструктурировать долги на предложенных правительством Украины условиях.
"Что мы просим у наших внешних частных кредиторов? Прислушаться к предложению правительства Украины и реструктурировать долги Украины, которыми владеют частные кредиторы, на условиях, которые предложило украинское правительство", — сказал Яценюк.
"Речь идет исключительно о частных кредиторах, которые являются собственниками внешнего государственного долга Украины. Речь не идет о государственных украинских банках, которые выплачивают свои обязательства", —сказал премьер.
Применить — признать дефолт
Лидер крупнейшей в Верховной раде фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко заявил, что, воспользовавшись правом ввести мораторий на выплаты по внешним долговым обязательствам, кабмин Украины по сути объявит технический дефолт страны.
"Это очень непростой документ, который даст возможность либо договориться с кредиторами, либо войти в технический дефолт. Мы это понимаем и даем возможность правительству вырулить из этой ситуации", — сказал Луценко, выступая в парламенте.
По его словам, принятое парламентом решение является адекватным данной сложной экономической ситуации.
Решение обосновано
Минфин Украины приветствовал решение Рады. "Только с начала 2015 года, получив кредитную поддержку объемом 3,1 миллиарда долларов США, Украина заплатила по своим валютным долгам 2,4 миллиарда долларов США. Это обслуживание долга является сверхтяжелым для Украины и украинского народа", — говорится в заявлении украинского министерства.
Минфин напомнил, что сейчас по согласованию с МВФ кабмин ведет переговоры с держателям своих коммерческих внешних обязательств.
"Украина находится в тяжелой экономической ситуации. Еще семь лет назад, на 1 января 2008 года, наш долг составлял 17,6 миллиарда долларов США, а на 1 января 2015 года это было уже 70 миллиардов долларов", — отмечается в заявлении.
Провал переговоров
Опрошенные РИА Новости украинские экономисты считают, что закон принят, поскольку кабмин Украины провалил переговоры о реструктуризации долга. "Яценюк понимает, что реструктуризацию (переговоры — ред.) полностью завалили, что надо объявлять дефолт. Яценюк понимает — надо объявлять дефолт, он не заявляет, он это понимает. Правительство собирается объявить дефолт по причине, что оно не реструктурировало внешние долги и не может это сделать, потому что Яресько (министр финансов Наталия Яресько — ред.) полностью провалила переговоры", — сказал РИА Новости экономист Александр Охрименко.
С ним согласен министр экономики Украины в 1997-1998 годах Виктор Суслов, при этом, по его мнению, принятие закона о моратории на внешние долги не соответствует мировой практике. "Сам факт появления этого закона — это очень плохой признак, это фактически последний шаг перед дефолтом, это подготовка к дефолту", — сказал Суслов РИА Новости.
Между тем эксперты сошлись во мнении, что украинское правительство имеет право объявить дефолт и без принятого закона, а этот акт инициирован Яценюком для того, чтобы снять с себя ответственность и переложить ее на парламент.
Главный экономист ING Bank по РФ и СНГ Дмитрий Полевой сказал РИА Новости, что новый украинский закон — это своего рода ультиматум, призванный подтолкнуть международных кредиторов к списанию части внешнего долга страны.
"Последнее время мы получаем новости о том, что переговоры по реструктуризации ни к чему не приводят: частные кредиторы предлагают обойтись без списания части долга, хотя Минфин Украины настаивает на своем варианте, предполагающем частичное списание долга. На рынке уже были опасения, что в такой ситуации следующим шагом со стороны Украины может быть ужесточение позиции. И этот закон является логичным шагом, своего рода ультиматумом: либо соглашение на официальных условиях с частичным списанием, либо риск более значимых потерь в случае использования моратория или дефолта", — сказал Полевой.
Дефолт Украины сейчас исключить нельзя, уверен Полевой. "Никто не может исключить дефолта или приостановки выплаты по внешним долгам Украины — этот вариант вполне реален, ведь еще полгода назад все говорили, что Украина ни в коем случае не допустит дефолта, потом дискуссия сменилась разговорами о возможной реструктуризации ее внешних долгов. Теперь идут и переговоры по реструктуризации", — отметил экономист.
Сценарий дефолта в краткосрочной перспективе может ухудшить и без того сложное положение на Украине, вернуть давление на курс гривны, говорит Полевой. Однако в более долгосрочной перспективе устранение долгового фактора может дать властям возможность провести структурные реформы, стабилизировать ситуацию в экономике и финансовой сфере, добавляет он.
"Долговое бремя уже не сможет использоваться как аргумент, объясняющий отсутствие улучшений. Все это, конечно, справедливо при условии неухудшения конфликта на востоке страны", — считает экономист.
Коллега Полевого, главный экономист ING-DiBa Карстен Бржески, сказал РИА Новости, что дефолт, конечно, испортит репутацию Украины среди европейских инвесторов, однако если он все-таки произойдет, то затронет в большей степени Россию, а не Европу. Будет ли приостановка платежей по внешнему долгу со стороны Украины названа дефолтом или нет — зависит от действий рейтинговых агентств, отметил Бржески.
Он добавил при этом, что, если страна задерживает выплаты по своим внешним обязательствам, "в конце концов это означает, что кредиторы недополучают свои деньги, поэтому фактически тут идет просто смена названий".
Не освобождает от ответственности
Президент и член исполкома российской Ассоциации международного права Анатолий Капустин сказал РИА Новости, что закон не отвечает нормам права, но объясним в контексте государственных интересов.
"С точки зрения права это, конечно, незаконно, поскольку это национальный акт и им придется все равно проблему решать. А с точки зрения суверенитета и высших интересов, если других вариантов нет, то поступают так иногда", — сказал Капустин.
Он отметил, что подобные случаи бывали в международной юридической практике: "Если у государства есть долги, но нет возможности платить, в силу своего суверенитета государство может принимать какие-то действия по выходу из этой ситуации".
"Каких-то общих норм на этот счет нет, они же не отказываются от выполнения этих своих долговых обязательств, они их хотят реструктурировать или отложить. Сам по себе закон не дает никаких оснований для освобождения их от ответственности", — сказал юрист.