МОСКВА, 6 мая — РИА Новости. Включение НКО в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции "иностранного агента", в ряде случаев носит спорный характер, а термин "политическая деятельность" до сих пор имеет расплывчатое определение и трактуется правоприменителями в самом широком смысле, говорится в докладе уполномоченного по правам человека в РФ за 2014 год, размещенном на сайте "Российской газеты".
"Включение НКО в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в ряде случаев носит спорный характер", — отмечается в докладе.
По данным Минюста, на которые ссылается омбудсмен, в 2014 году финансирование из иностранных источников в объемах, превышающих 70 миллиардов рублей, получили 4108 российских НКО, что почти вдвое превышает иностранное финансирование годом раньше. При этом в реестр "иностранных агентов" включены 52 организации, что составляет 1,3% от общего числа НКО, финансируемых из-за рубежа. В Москве сосредоточено 15,2% от общего числа, внесенных в реестр; в Московской области — 6,4%; в Санкт-Петербурге — 5,4%; в Краснодарском крае — 3%.
Уполномоченный также отмечает, что термин "политическая деятельность", имеющий крайне расплывчатое законодательное определение, трактуется правоприменителями в самом широком смысле. "Эксперты подсчитали, что у 52 организаций, включенных в реестр, органами прокуратуры и Минюста России сформулированы около 70 различных видов "политической деятельности", большинство из которых откровенно "притянуты за уши", — говорится в докладе.
"По результатам анализа актов проверок, представлений об устранении нарушений закона, постановлений о привлечении к административной ответственности, решений судов становится очевидно, что практически любая деятельность НКО может быть признана и признается "политической", — отмечается в документе.
В докладе говорится, что отличается и подход к оценке деятельности НКО как "политической" в различных субъектах страны: деятельность, которая не вызывает каких-либо вопросов со стороны контролирующих органов в одном регионе, признается "политической" в другом. Отмечается также и факт существенного расхождения мнений между органами Минюста России и прокуратуры, когда прокурор по результатам своей проверки выносит представление, в котором указывает, что НКО обладает признаками "иностранного агента", в то время как проведенная за месяц до этого проверка Минюста России никаких нарушений закона не выявила.
"До тех пор, пока не будут четко сформированы критерии включения некоммерческих неправительственных организаций в реестр "иностранных агентов" на основе нормативного определения всех видов деятельности, подпадающих под категорию "политическая", будет сохраняться высокая степень произвола и избирательного подхода в процессе "назначения" "иностранным агентом", — констатируется в документе.