Социал-демократическая партия (СДП) Финляндии заняла второе место на прошлых парламентских выборах и получила 20 процентов мандатов в законодательном органе. Социологические опросы предсказывают объединению аналогичный результат и на предстоящих выборах 19 апреля. В нынешнем правительстве СДП представлена в том числе руководителем министерства иностранных дел Эркки Туомиоя. Об отношении партии к идее вступления Финляндии в НАТО и о своем взгляде на отношения с Россией в интервью корреспонденту РИА Новости Сергею Попову рассказал генеральный секретарь СДП Рейо Паананен.
— Сколько мест в парламенте рассчитывает занять ваша партия по итогам выборов?
— Сложно сказать точное количество кресел, наша главная задача, конечно, занять первое место на выборах, в худшем случае — второе.
Конечно, мы хотим больше мандатов, чем имеем сейчас, но в данный момент кажется сложным удержать такое же количество мест. В некоторых регионах страны мы несколько потеряли позиции. Но, в конце концов, никогда не знаешь, пока не подсчитаны голоса.
— Планирует ли партия предлагать кандидатов в правительство?
— Наша цель быть в следующем правительстве, но еще слишком много формальных шагов предстоит, поэтому пока рано говорить о конкретных людях и министерствах.
— Каковы планы вашей партии в парламенте нового созыва в бюджетной и социальной сферах?
— Существует необходимость сбалансировать экономику, народное хозяйство как таковое, государственную экономику и муниципальную.
Мы должны предпринять действия, которые приведут к накоплению сбережений в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Мы говорим о структурных изменениях. Например, самым большим изменением будет реформа соцобеспечения и здравоохранения. Наша партия стремится ускорить рост в экспортных индустриях, потому что мы должны получить более широкую основу для экспорта нашей промышленности, с нашей точки зрения, власти должны играть роль в обеспечении и оказании помощи компаниям в установлении связей за рубежом и открытии рынков для них, чтобы они могли сосредоточиться на собственном бизнесе.
— Каким вам видится сотрудничество Финляндии с Евросоюзом?
— Мы пытаемся быть активным членом ЕС все время, пока мы состоим в нем. Будучи небольшой страной, мы должны быть активными уже в фазе подготовки решений и переговоров. Мы хотим быть частью подготовки, собственно, так только возможно повлиять на результат, когда вовлечен в подготовку. Да, мы хотим поддерживать эту активную роль, потому что Евросоюз представляется нам необходимостью, естественным инструментом для поддержания высокого уровня социальной защищенности и баланса в обществе. Это важный инструмент для нас, важная работа, мы должны быть активными в ней.
— Что вы думаете о помощи бедным членам ЕС, например Греции?
— В нашем подходе политика сплоченности всегда была значительной частью функционирования ЕС, поэтому мы понимаем, что являемся чистыми плательщиками в плане помощи бедным странам. Была очень большая разница в доходах и уровне жизни даже между Финляндией и Эстонией, а Эстония развивается тихо, но уверенно. Нам нужны структурные основы и общая сельскохозяйственная политика, чтобы уменьшить разрыв внутри ЕС. Но это неотъемлемая часть политики интеграции — сплоченность должна присутствовать.
— Можно ли сейчас говорить о шагах по улучшению отношений России и Финляндии?
— Конечно, будучи соседями, мы хотим сохранить хорошие отношения. Но в то же время ЕС сформировал общую линию в вопросе давления на Россию, чтобы решить проблему на Украине, мы были частью формирования этой политики и мы будем придерживаться этого, потому что это единственный способ, при котором ЕС будет функционировать.
— Как вы относитесь к санкциям ЕС против РФ? Нужно ли ужесточать ограничительные меры или, наоборот, смягчать их?
— Мы согласны с санкциями, потому что мы участвовали в их формировании для разрешения конфликта на Украине. Контрольная линия здесь довольно четкая: санкции были введены для решения украинской проблемы, когда определенные шаги будут предприняты, санкции могут быть сняты, но сначала должны последовать шаги, действия и результаты.
Существует определенная контрольная линия, точка, где ЕС и части конфликта могут, собравшись вместе, посмотреть, достигнут ли достаточный прогресс. Я не хотел бы высказывать единственного мнения, есть ли достаточный прогресс, потому что мы договорились о совместном видении его, мы хотим следовать этой договоренности, потому что иначе ЕС не сможет функционировать, если у каждого члена будет отдельная политика.
— Каким вам видится сотрудничество Финляндии и НАТО? Нужно ли Финляндии вступать в альянс?
— Наша партия против вступления страны в НАТО. Мы не видим причин присоединяться к альянсу в настоящее время.
— Как вы считаете, может ли Финляндия в ближайшем будущем сделать какие-то шаги навстречу альянсу?
— У нас есть соглашение о мире с НАТО. Как и в политике, раз мы вовлечены, мы должны быть активны, это часть нашей политики внешней безопасности. Кажется, что в таком виде все функционирует достаточно хорошо, и мы довольны нынешней ситуацией.
— Вы верите в военную угрозу для своей страны со стороны РФ?
— Нет. Моя партия и я лично не верим в то, что есть военная угроза. Для нас Россия — друг и сосед, когда проблемы на Украине будут разрешены — привычный рынок, но точно не военная угроза.