Взаимоотношения России с Западом, в частности с Европейским союзом, за последний год резко обострились. Режим санкций сказывается и на отношениях с такими традиционно дружественными для РФ странами, как Италия. О том, как преодолеть кризис, как нужно вести себя России и странам ЕС и НАТО, а также об угрозах со стороны террористической группировки "Исламское государство" (ИГ) рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости в Италии Наталии Шмаковой президент Института исследований в области международной политики (ISPI), бывший посол Италии в России Джанкарло Арагона.
— Господин Арагона, вы были послом Италии в России в течение двух лет, хорошо знаете нашу страну и, полагаю, можете подтвердить, что наши страны всегда связывала крепкая дружба. К сожалению, сейчас отношения ЕС и России переживают не лучшие времена и это сказывается и на двусторонних отношениях между Москвой и Римом. По вашему мнению, когда удастся преодолеть этот кризис и что необходимо сделать для нормализации ситуации в кратчайшие сроки?
— Сотрудничество между Россией и Италией страдает от тех же проблем, с которыми сталкивается Европейский союз из-за украинских событий. Для того чтобы в Европе восстановились нормальные условия, необходимо разрешить этот кризис. Поскольку мы отдаем себе отчет в том, как сильно эта ситуация угрожает стабильности и миру, мы должны извлечь уроки из украинского кризиса, чтобы на нашем континенте установились рамки сотрудничества и обоюдных принципов, на которые мы, собственно, и надеялись после окончания холодной войны.
Интересы России должны уважаться как со стороны ЕС, так и НАТО. Россия в свою очередь должна избавиться от мысли, что ее окружают противники, и должна осознать, что реальность, возникшая после распада Советского Союза и на основе существующего после 1945 года баланса сил, не является для нее негативной, а, наоборот, открывает возможность оставаться главным действующим игроком в Европе и в мире, а также дает шанс развиваться экономически и цивилизованно.
— Уже более года мы живем в мире санкций и контрсанкций. По вашему мнению, такой вид отношений между странами эффективен? Принятие подобных мер не усугубляет и без того сложную ситуацию между Россией и ее партнерами?
— Санкции — это болезненный инструмент как для тех, кто им подвергается, так и в некоторой степени для тех, кто их вводит. Однако в некоторых ситуациях они необходимы. Желательно, чтобы санкционный режим длился недолго, и поэтому сейчас крайне важно преодолеть кризис и прийти, если это возможно, к еще большему взаимопониманию и сотрудничеству, чем было в прошлом.
— Итальянские предприниматели открыто заявляют о своих потерях, понесенных из-за санкций. Более того, большое число итальянских политиков выступают за их отмену. Вы разделяете эту точку зрения?
— Это понятно, что представители делового мира, работающие в секторах, непосредственно пострадавших от санкций, жалуются на экономические потери. И меня также не удивляет, что политики в Италии и других европейских странах выступают против санкций.
Разнообразие политических взглядов и интересов — это нормальное явление. Итальянское правительство принимало участие в разработке общей европейской позиции по санкциям в отношении России. Тем не менее именно из-за того, что у Италии с Россией традиционно успешное сотрудничество, она надеется к нему вернуться как можно скорее. Я вижу, что правительство активно содействует тому, чтобы найти справедливое решение для выхода из кризиса.
— Давайте поменяем тему и посмотрим немного шире: украинский кризис, "Исламское государство" (ИГ), военная операция в Йемене. По вашему мнению, какие еще существуют угрозы для мира и для Италии?
— Все перечисленные вами угрозы затрагивают всех в равной степени. Тем не менее ясно, что из-за нашего географического положения мы напрямую подвергаемся угрозам, которые являются последствиями драматических событий на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.
Но, повторяю, все эти угрозы затрагивают всех. И не случайно премьер-министр Маттео Ренци недавно посещал Москву, чтобы напомнить президенту Владимиру Путину, что Россия тоже находится под угрозой со стороны ИГ и тех событий, которые происходят на Ближнем Востоке.
— Вы считаете, что угрозы, поступающие от "Исламского государства" в отношении Италии, реальны? Как надо противостоять им?
— Террористическая угроза реальна и серьезна по определению. В случае с ИГ, как и с другими участниками мира джихадистов, помимо усиления профилактических мер благодаря международному сотрудничеству, необходима реализация политических мер.
Если говорить об ИГ, то его развитие произошло в результате распада некоторых стран на Ближнем Востоке. Кроме того, эти события вынесли на поверхность сильные противоречия между суннитами и шиитами, а также в самих этих мирах. Необходимо заново создать условия для государственной стабильности и экономического развития для того, чтобы лишить эти движения кислорода, и поощрять исламские страны и их религиозные власти бороться со смещением ислама в сторону террористического фундаментализма. Станет фатальной ошибкой, если борьба с джихадом будет воспринята как христианский крестовый поход против ислама.