Рейтинг@Mail.ru
Благодатный огонь из Иерусалима доставят в тысячи храмов РПЦ - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Календарь праздников - Религия и мировоззрение

Благодатный огонь из Иерусалима доставят в тысячи храмов РПЦ

Читать ria.ru в
Дзен
Этот огонь считается святыней для верующих, а его появление, несмотря на регулярность, называют чудом. Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова.

ИЕРУСАЛИМ, 11 апр — РИА Новости, Ольга Липич. Десятки тысяч христиан со всего мира соберутся в Великую субботу в иерусалимском храме Гроба Господня, на прилегающих улицах и площадях в ожидании Благодатного огня, который ежегодно загорается по молитвам православных накануне Пасхи в Кувуклии (часовне в храме, построенной над каменной плитой Гроба Господня — главной христианской святыней Иерусалима).

Этот огонь считается святыней для верующих, а его появление, несмотря на регулярность, называют чудом.

Среди паломников в храме будет находиться и делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП). Она доставит святой огонь в особых лампадах, изготовленных по образцу "олимпийских", спецрейсом из Иерусалима в Москву. Все желающие смогут получить частицу Благодатного огня прямо в аэропорту "Внуково-1", где самолет со Святой Земли приземлится предположительно в 22.00 по московскому времени.

Возглавляющие делегацию председатель попечительского совета ФАП, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и викарий патриарха Московского и всея Руси епископ Дмитровский Феофилакт доставят Благодатный огонь на ночное патриаршее пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя, которое начнется около 23.00 мск.

В составе российской делегации также епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, председатели думских комитетов по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина и по регламенту Сергей Попов, ректор Московской консерватории имени П.И. Чайковского Александр Соколов, олимпийский чемпион Евгений Плющенко.

Огонь как символ чуда

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр. Огонь появляется в Кувуклии ежегодно именно в канун православной Пасхи, по молитвам именно православного духовенства (патриарха Иерусалимского) и десятков тысяч паломников в храме Гроба Господня и у его стен.

Свидетелями торжеств традиционно становятся и тысячи католиков, которые встречают Пасху по Григорианскому календарю (в этом году на неделю раньше православных, живущих по Юлианскому календарю), и представители других конфессий. Мусульмане также признают божественную сущность огня, природа которого до сих пор не описана наукой. Некоторые из них в Великую субботу приходят в иерусалимский храм Гроба Господня вместе с христианами и уносят частицы Благодатного огня домой.

В то же время в обществе не утихают споры о том, является ли схождение Благодатного огня ежегодным чудом или просто традиционным пасхальным религиозным обрядом Иерусалимской церкви. Так, мощную волну публикаций на эту тему в преддверии Пасхи 2008 года вызвал тот факт, что патриарх Иерусалимский Феофил III в беседе с российскими журналистами о схождении Благодатного огня говорил об этом явлении как о церемонии и не произнес слова "чудо".

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня — священный центр христианства, объединяющего сегодня около трети населения земли. Он сооружен по велению императора Константина Великого и его матери святой равноапостольной царицы Елены в IV столетии нашей эры на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа. За свою многовековую историю храм трижды полностью разрушался и восстанавливался заново (последний раз — после пожара 1808 года).

Храм поделен между несколькими христианскими Церквами: большая часть святынь принадлежит Иерусалимской православной церкви, есть также армянский, коптский, сирийский и францисканский приделы.

Самое священное место во всем храмовом комплексе — это часовня над Гробом Господним — Кувуклия. В ней находится каменное ложе — лавица, где покоилось тело Христа после крестной смерти в страстную пятницу и до его воскресения. Именно здесь появляется Благодатный огонь.

Схождение Благодатного огня

Самое раннее упоминание о схождении Святого огня в канун Воскресения Христова (Пасхи) датируется IV веком. В наши дни церемония получения Благодатного огня и молитва об этом (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов.

Внутри храма проходят торжественные процессии духовенства, в том числе армянского, коптского, сирийского. Их традиционно сопровождают каввасы — стражники в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских торжеств. По мере продвижения сквозь толпу каввасы стучат специальными посохами о каменные плиты храма. Их действия, наряду с шумным поведением православных арабов, создают неповторимую атмосферу ритуального праздника.

Старшины православной арабской молодежи, сидя на плечах друг у друга, оживленно жестикулируют и скандируют: "Нет веры, кроме веры Православной! Христос — истинный Бог!". Они просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.

В полдень от Иерусалимской патриархии начинается Крестный ход к Гробу Господню, который завершается перед входом в Кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь, и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).

Иерусалимский патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике — чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают — и наступает напряженная тишина в ожидании схождения Благодатного огня. В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.

Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Господа даровать Благодатный огонь. По свидетельствам очевидцев, некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.

Вскоре в Кувуклии появляется Благодатный огонь, о чем радостными возгласами свидетельствуют стоящие рядом с ней верующие, выходит патриарх Иерусалимский и передает огонь (от свечи к свече) собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают свои свечи — и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.

Большинство держат в руках по несколько свечей, чтобы потом отнести их в свои храмы, раздать близким. Каждая из них подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория, и многие умываются Благодатным огнем. Примечательно, что первое время огонь этот обладает удивительным свойством — он не обжигает.

Паломники за огнем

Традиция посещения святых мест и принесения на родину святынь, к числу которых верующие относят и Благодатный огонь, заложена ранними христианами и развивалась западноевропейскими пилигримами. Древнерусское государство унаследовало эту традицию с принятием христианства от своих учителей из Константинопольского патриархата.

В 1106-1108 годах паломничество в Святую землю совершил черниговский игумен Даниил. Он оставил первое на русском языке описание увиденного, в том числе и чуда схождения Благодатного огня. Кроме того, игумен Даниил возжег лампаду у Гроба Господня "от всей русской земли". По преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня в Великую субботу, символизирует именно ту "лампаду Даниила".

С падением Восточной Римской империи (Византии) в середине XV века Россия почувствовала себя вправе примерить шапку Мономаха, унаследовать византийский герб и лидирующую роль в православии. Этой целью были продиктованы многие внешнеполитические шаги. Но после революции 1917 года русское духовное присутствие оскудело на Святой Земле. Традиция принесения Благодатного огня восстановилась лишь в начале 1990-х годов. Но это были единичные случаи: на самолёт, если это не спецрейс, проносить огонь запрещено.

С 2003 года Фонд Андрея Первозванного по благословению патриарха Московского и всея Руси официально организует принесение в российскую столицу к Пасхе Благодатного огня в рамках программы "Просите мира Иерусалиму". Трансляции из храма Гроба Господня ведут ТК "НТВ" и "Радио России".

В Крым и Рим

По установившейся традиции Благодатный огонь отправится в тысячи храмов в России, ближнем и дальнем зарубежье. В 2015 году — это юго-восток Украины, Сербия, Италия.

В числе городов Санкт-Петербург, Таллин (Эстония), Архангельск, Баку (Азербайджан), Барнаул, Белгород, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Грозный, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Кострома, Красноярск, Махачкала, Самара, Смоленск, Сыктывкар, Севастополь и Симферополь (Крым), Курск, Липецк, Магадан, Магас, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Пермь, Рязань, Псков, Саратов, Ставрополь, Тамбов, Тула, Ульяновск, Чита, Чебоксары, Ярославль, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск.

В этом году при поддержке ФАП стартует проект "Путь Благодатного огня" — на сайте http://www.благогонь.рф/ в онлайн-режиме желающие смогут наблюдать за распространением Благодатного огня из Москвы в регионы России и другие страны

В течение Светлой седмицы (первой недели после Пасхи) Благодатный огонь можно будет получить в офисе Фонда Андрея Первозванного в Москве по адресу: ул. Покровка д. 42, стр. 5 (с 9.00 до 18.00). Желающим необходимо иметь свои лампады.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала