МОСКВА, 8 апр — РИА Новости. Россия могла бы сыграть активную роль в урегулировании конфликта в Йемене, предложив конфликтующим сторонам площадку для переговоров, считает старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
С 26 марта международная коалиция с участием Саудовской Аравии и других стран Персидского залива, а также Египта, Иордании и Судана проводит в Йемене военную операцию против сторонников движения "Ансар Алла" (хуситов), контролирующих большую часть территории страны, в том числе столицу Сану. Коалиция тем самым пытается заставить хуситов и примкнувших к ним сторонников экс-президента Али Абдаллы Салеха вернуть власть законному лидеру страны и правительству. Действующий президент Абд Раббу Мансур Хади в настоящее время находится за пределами страны.
Безальтернативность политического решения
Как отметил Долгов, выступая на круглом столе в МИА "Россия сегодня", продолжение авиаударов коалиции "будет приводить только к разрушению государственности Йемена". Он заявил, что коалиция могла бы добиться своих целей, только получив контроль над территорией Йемена, что можно сделать лишь в результате наземной операции. Однако коалиция не сможет осуществить наземную операцию, убежден эксперт.
Эксперт считает, что единственной силой в этой коалиции, способной вести наземную операцию, является египетская армия, "но она вряд ли вмешается". По его словам, Египет "притянут" в коалицию: он заинтересован в работе Суэцкого канала, Баб-эль-Мандебского пролива, через который идет саудовская нефть.
"Египет зависит от Саудовской Аравии в финансовом плане, в плане кредитов, поэтому он должен идти навстречу просьбам Эр-Рияда и участвовать в коалиции, но в наземной операции, я уверен, он не будет участвовать. Эта наземная операция очень проблематична, а раз ее нет, то нет и контроля над территорией", — заявил Долгов.
Более активная роль России
Исключив возможность урегулирования ситуации военным путем, Долгов заявил, что в йеменском конфликте должен быть найден компромисс между различными политическими силами, причем компромисс политический, как продолжение национального диалога, который был заявлен после революции 2011 года. В частности, он напомнил, что хуситы уже предлагали продолжить такой диалог, но требовали делать это без Хади.
Он также обратил внимание на то, что позиция России, по его мнению, могла бы быть более активной в вопросе урегулирования кризиса, в частности Москва "должна требовать прекращения воздушных бомбардировок, нарушающих все правила ООН". Кроме того, Россия могла бы предложить площадку для переговоров конфликтующих сторон.
"Я здесь рискну сделать такое предложение, что Россия могла бы быть более активной даже в плане предоставления площадки. Россия сейчас предоставляет площадку для межсирийских переговоров. Почему бы Россия не могла предложить тот же вариант для межйеменского диалога?", — заключил он.