Страстной седмицей, или Страстной неделей у православных христиан называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа, о его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится церковью.
В 2015 году Страстная неделя начинается с 6 апреля.
Эта неделя считается самой строгой, и в этот период верующие уделяют посещению храмов и молитве больше времени, чем в дни Великого поста. Все дни Страстной седмицы православная церковь называет "великими". На службах читаются продолжительные отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Иисуса Христа, совершаются особые обряды и молитвы.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они старались быть добрыми и снисходительными к людям, больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение, прекращали в эти дни все тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.
В каждый день Страстной недели во всех православных церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышенными, вдохновенными песнопениями
Православным христианам следует как можно чаще бывать в храме за богослужением, а начиная с литургии Великого четверга, по возможности, быть на всех богослужениях.
В Великий понедельник Страстной седмицы церковь вспоминает образ ветхозаветного патриарха Иосифа, который согласно евангельскому преданию, был предан родными братьями, продавшими его в Египет за 20 сребреников и о том как Иосиф их простил. Вспоминают также проклятие Иисусом Христом бесплодной смоковницы. В Великий понедельник Святейший Патриарх совершает великий чин мироварения (варение миро — специально приготовленного и освященного ароматического масла, используемого в чине миропомазания).
В Великий вторник православные вспоминают проповедь Иисуса Христа, который пришел в Иерусалимский храм и начал проповедовать.
Старейшины и священники были возмущены "дерзостью" незваного гостя и думали схватить и убить его, но не решились из-за народа, который слушал Иисуса с благоговением.
В Великую среду православные христиане вспоминают предательство Иуды и помазание Христа миром. На вечери в Вифании в доме Симона жена-грешница омыла своими слезами ноги Христовы и смазала их миром. Тогда же Иуда решил продать Христа старейшинам за 30 сребреников.
В Великий четверг состоялась Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил новозаветное таинство Святого Причастия — Евхаристии.
В этот день православные христиане, исповедовавшиеся накануне, стремятся причаститься Святых Христовых Тайн. В этот день в храмах на литургии архиереем совершается обряд омовения ног 12 своих священников. В ХХ веке в Русской православной церкви этот обряд не совершался. Был восстановлен только в 2009 году патриархом Кириллом.
Вечером в Великий четверг совершается утреня Великой пятницы — одна из самых длинных и красивых служб в году, известная под названием "Двенадцать Евангелий", на которой вспоминаются страдания Иисуса Христа от его молитвы в Гефсиманском саду до положения его тела во гроб.
Существует народный обычай в Великий четверг готовиться к Пасхе: убирать дом, печь куличи и красить яйца.
Великая пятница — день строгого поста и великой скорби. В этот день Иисус Христос был осужден на смерть. Сам день Великой пятницы начинается рано утром со службы Царских часов, затем читаются Евангелия страстей (страданий) Господних. В середине дня (обычно — около двух часов пополудни) совершается вечерня с выносом Плащаницы.
В Великую субботу православные вспоминают о погребении Иисуса Христа, пребывании его тела во гробе и сошествии в ад для возвещения победы над смертью, избавлении от мучения душ, которые с верой ждали его пришествия, а также награду, которую Иисус Христос даровал за благоразумие распятому с ним разбойнику, вознеся его в рай.
Литургия Великой субботы — долгая и торжественная служба, насыщенная ветхозаветными чтениями — паремиями. По настроению она уже пасхальная: в паремиях повторяется мотив чудесного спасения (выхода Израиля из Египта, спасения в огне пророка Даниила и его друзей), символизирующего освобождение человечества от ада и смерти, читается Евангелие о Воскресении Христовом. Священники переоблачаются из фиолетовых постных в белые праздничные одеяния.
После утреннего богослужения в субботу верующие освящают куличи, пасхи и яйца, а вечером собираются в храмах на торжественное богослужение, чтобы встретить Воскресение Христово, которое в 2015 году будет отмечаться 12 апреля.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников