ПЕКИН, 3 апр — РИА Новости, Жанна Манукян. Рамочное соглашение по иранской ядерной программе вызывает лишь осторожный оптимизм, так как в США, Израиле, Иране и в Саудовской Аравии слишком много политических сил, выступающих против уступок в переговорах, считает эксперт Института Ближнего Востока Шанхайского университета иностранных языков Сунь Дэган.
В четверг глава дипломатии ЕС Федерика Могерини заявила, что Иран и "шестерка" международных посредников заложили основы будущего всеобъемлющего плана по урегулированию иранской ядерной проблемы.
В частности, "шестерка" и Иран договорились, что две трети иранских мощностей по обогащению урана будут приостановлены в течение десяти лет. Кроме того, Иран обязуется поставить все свои программы по обогащению урана под международный контроль на срок в 25 лет. "Шестерка" и Иран намерены завершить подготовку соглашения по ядерной программе к 30 июня. При этом ЕС прекратит санкции против Ирана при выполнении им достигнутых договоренностей. США заявили, что санкции против Ирана будут снимать по мере выполнения обязательств.
По его мнению, еще одним важным фактором, усложняющим процесс урегулирования ядерной проблемы Ирана, являются Израиль и Саудовская Аравия, правительства которых не хотят, чтобы Ирану делали уступки.
"Правительство Биньямина Нетаньяху и короля Саудовской Аравии не хотят делать уступок Ирану. На данный момент существует всего лишь рамочное соглашение, и, лично я с пессимизмом отношусь к перспективе достижения всеобъемлющего соглашения к 30 июня", — заявил Сунь Дэган.
Вместе с тем эксперт отмечает, что, несмотря на то, что рамочное соглашение носит больше символический характер, оно как минимум свидетельствует о желании сторон прийти к всеобъемлющему соглашению, а также об их нежелании доводить ситуацию до "неконтролируемой стадии".
"США, Иран и другие стороны установили взаимодоверие в этом вопросе — это очень важный момент. Стороны пришли к консенсусу, что проблема ядерной программы Ирана должна быть решены мирным способом. Это рамочное соглашение благоприятно скажется на поддержании регионального мира и стабильности на Ближнем Востоке", — считает эксперт.