МОСКВА, 2 апр — РИА Новости. Назначенный в четверг главой Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, как военный и спецслужбист, сможет наладить в новом ведомстве четкую работающую структуру, в то же время его "непогруженность" до сего времени в дела межнациональных отношений может оказаться полезной, так как он не зависит от старых связей и сможет с нуля выстроить кадровую и организационную работу, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
В четверг премьер-министр РФ Дмитрий Медведев назначил Баринова главой агентства. Медведев напомнил, что Агентство входит в структуру правительства и будет координировать вопросы нацполитики. Указ о создании Федерального агентства по делам национальностей президент РФ Владимир Путин подписал во вторник.
Ранее межнациональными отношениями занимался профильный департамент Министерства регионально развития, а после упразднения этого министерства в 2012 году — департамент в Министерстве культуры. Оба департамента возглавлял Александр Журавский.
Баринов — новичок, и это хорошо
Игорь Баринов не будет мыслить теми же шаблонами, что и предыдущие кураторы межнациональных отношений, и это дает надежду на "свежий взгляд" нового руководителя нового агентства, считает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
"Человек, который не работал в этой сфере, конечно, не имеет опыта, но зато он не имеет и "замыленности" взгляда. Он сможет прийти с чем-то новым, чего у тех, кто работал до сих пор, нет. Не потому, что они плохие, а потому, что они уже привыкли, у них отработанные технологии. Свежий взгляд, в том числе свежий кадровый взгляд", — говорит эксперт.
Руководитель аналитического бюро Alte et Centre Андрей Епифанцев говорит о, возможно, новом подходе федерального центра к межнациональным отношениям, так как ранее межнациональные ведомства возглавляли "аппаратчики" либо ученые.
"Этот человек, во-первых, никогда не занимался межнациональными отношениями. А во-вторых, у нас же раньше это были люди ученые либо аппаратчики, а он — силовик. Он эфэсбэшник, он десантник. Одновременно с поднятием статуса из департамента до агентства назначен новый, совершенно "незамыленный" человек, и логично предположить: первое — хотят переформатировать работу, новый взгляд, новый подход, потому что раньше что-то не устраивало, и второе — это поднятие статуса", — говорит эксперт.
Он предположил, что у нового профильного межнационального ведомства будут новые функции, новые направления работы, "новое звучание", однако предложил пока не делать серьезных выводов и подождать 15 апреля, когда, как ожидается, должна быть обнародована более подробная информация по работе и структуре нового ведомства.
Епифанцев добавил также, что занимавшийся последние годы межнациональной политикой Александр Журавский, возглавлявший профильный департамент сначала в Минрегионе, потом в Минкультуры, при всех своих плюсах не обладал, по мнению эксперта, достаточным политическим весом и харизмой.
"Он аппаратчик, он человек из той среды, у него там хорошие контакты, он разумный человек, он грамотный человек, он совершенно "в теме". И благодаря ему произошли многие положительные вещи, тут стоит отдать должное. Но, наверное, он — не первое лицо, не харизматическая фигура, и он не имеет веса ни в регионах, ни в московской политической атмосфере. Может быть, поэтому поставили кого-то более весомого", — считает Епифанцев.
Агентство может выстроить сильную структуру в Москве и регионах
В том, что "веса" у Баринова будет достаточного, по крайней мере, среди занимающихся межнациональными отношениями "людьми в погонах", уверен Дмитрий Журавлев.
"Еще один плюс (Баринова) — взаимодействие с региональными органами безопасности. Там ведь тоже сидят люди, и там они занимаются тем же самым, и там свои подразделения, которые работают над предотвращением национальных и религиозных конфликтов. Им, конечно, будет легче, они просто будут говорить на одном языке. Не потому что, если придет гражданский чиновник, они его закусают, просто своим будет легче, они будут легче понимать друг друга", — считает он.
По его мнению, Баринов принесет с собой "военную структурность, военный порядок".
Баринов может начать выстраивать министерские подразделения в регионах, чего раньше не было в силу статуса ведомства — департамента в составе министерства, а не как сейчас самостоятельного федерального агентства, говорит Журавлев.
"То, что очевидно — это региональная развертка. И сильная организационная структура в Москве — это обязательное условие создания региональных подразделений. А без них будет очень трудно. То есть можно, конечно, и без них, как говорил Жванецкий — можно и не платить, если вас не интересует результат", — сказал эксперт.
Федеральное агентство стало оптимальным вариантом
Сам выбор федерального центра в пользу именно Федерального агентства по делам национальностей, а не отдельного министерства или департамента в составе министерства, является оптимальным, считает Андрей Епифанцев.
"Изначально было непонятно, что происходит. И когда передали (профильный департамент) в Минкульт, там же было долгое затишье, несколько месяцев, вообще было непонятно, что происходит. В аппаратной среде было непонимание, что с этим делать. Минкульт этим никогда не занимался, и он еще менее подходящ для этих дел, чем Минрегион", — говорит Епифанцев.
Он отметил лишь одно совпадение функций Министерства культуры и сферы межнациональных отношений — национальную культуру, однако подчеркнул, что работа органа, курирующего межнациональные отношения, "гораздо глубже, несравнимо глубже".
"Наши лидеры, и Путин, и Медведев, два года назад сказали уже, что министерства не будет. Если помните, была большая дискуссия, нужно было министерство или нет. Сейчас было бы нелогично, честно говоря, делать новое министерство после их слов. Особенно с учетом того, что последние года полтора, в связи, наверное, с украинским кризисом, с еще какими-то моментами, у нас тема межнациональных проблем немножко отошла в сторону", — говорит Епифанцев.
По его словам, "федеральное агентство имеет "промежуточный вес", и, наверное, это правильно, что остановились именно на федеральном агентстве". "По крайней мере, мне это логически понятно", — сказал эксперт.
Спецслужбист и десантник
Игорю Баринову 46 лет, он уроженец Новочеркасска Ростовской области. Выпускник Новосибирского высшего военно-политического общевойскового училища, Академии ФСБ России, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ.
После окончания военного училища проходил службу в 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии.
С июня 1993 года и до момента избрания депутатом Государственной Думы проходил службу в органах ФСБ, последняя должность — командир регионального подразделения группы "Альфа". Неоднократно выезжал в командировки в районы чрезвычайного положения, участвовал в контртеррористической операции на территории Чеченской республики. Был трижды ранен.
Избирался депутатом Государственной Думы четвертого, пятого и шестого (ныне действующего) созывов. Член фракции "Единая Россия". В Госдуме шестого созыва работал заместителем председателя комитета по обороне.