МОСКВА, 30 мар — РИА Новости/Прайм, Мария Гордеева. Одно из крупнейших нефтегазокондексатных месторождений, открытых и введенных в эксплуатацию в России за последние 25 лет — Ванкорское на севере Красноярского края — называют "вторым Кувейтом", несмотря на то что добывать нефть приходится в тяжелых климатических и не менее трудных финансовых условиях.
"Это практически второй Кувейт по качеству нефти", — рассказывает журналистам главный инженер ЗАО "Ванкорнефть" ("дочка" "Роснефти, разрабатывает месторождение) Александр Черепанов.
"Но работать приходится в тяжелейших климатических условиях", — говорит он.
Добыча за полярным кругом
Добраться до российской нефти нелегко: Ванкорское месторождение, одно из крупнейших в коллекции "Роснефти", находится за полярным кругом, в области вечной мерзлоты. До ближайшего города — Игарки — 142 километра. Вокруг только тундра, стада оленей и стаи песцов. Апрельские минус 35 градусов по Цельсию считаются оттепелью: зимой температура может опускаться до минус 60 градусов, летом, наоборот, подниматься до плюс 30.
Но российская нефть того стоит. Запасы нефти на Ванкоре на начало 2015 года оцениваются в 476 миллионов тонн, газа — 173 миллиарда кубометров. С 2009 года здесь было добыто более 90 миллионов тонн нефти. Активно эксплуатировать месторождение компания намерена 25 лет. Изначально планировалось, что максимальный объем добычи достигнет 25 миллионов тонн нефти в год. Но планы скорректировались — в прошлом году было добыто 22 миллиона тонн. Такой уровень добычи сохранится и в этом году. "Месторождение вышло на уровень добычи 22 миллиона", — говорит заместитель начальника цеха добычи нефти и газа "Ванкорнефти" Алексей Зырянов. "2015 год полностью запланирован на этом уровне", — уточняет он.
"Есть форсированный способ добычи нефти, а есть экономный", — отвечает Зырянов на вопрос, почему добыча оказалась ниже, чем планировалось изначально. "Вот мы и бережно добываем её, экономим, ведь нашим детям, возможно, тоже нужно будет здесь нефть добывать", — объясняет он.
В 2016 году добыча планируется "на примерно таком же уровне", поясняет главный инженер Черепанов.
Больше месторождений, больше нефти
Тем не менее, наращивать добычу необходимо, и "Роснефть" решила сделать это за счет объединения сразу нескольких месторождений на севере Красноярского края в единый кластер. В Ванкорский проект, кроме главного месторождения, входят еще три — Сузунское, Тагульское и Лодочное. Все они раньше принадлежали ТНК-BP.
В прошлом году начальные извлекаемые запасы оценивались в 350 миллионов тонн нефти, но геологоразведочные работы прошли успешно, и уже на начало 2015 года запасы нефти на трех месторождениях увеличились на 14% — до 402 миллионов тонн, следует из материалов "Роснефти".
Самое большое из трех — Тагульское, его запасы оцениваются в 286 миллионов тонн нефти. На Лодочном пока нашли 60 миллионов тонн, на Сузунском — 56 миллионов тонн, говорится в материалах компании.
Эксплуатационное бурение "Роснефть" решила начать с самого маленького месторождения — Сузунского. Оно самое изученное, объясняет заместитель начальника отдела супервайзинга эксплуатационного бурения "Ванкорнефти" Максим Крахмаль. Его разрабатывала ТНК-BP, и еще до покупки компании "Роснефтью" в 2013 году, здесь уже стояла одна буровая установка, говорит он. Сейчас на месторождении пробурено девять скважин, всего планируется — 156, делится планами Крахмаль.
На буровой площадке, кроме установки, произведенной российским "Уралмашем", нельзя не заметить бело-синие вагончики международной Schlumberger. "А как же санкции?" — с одним и тем же вопросом набрасываются журналисты на специалиста по бурению. Крахмаль спокойно объясняет, что оборудование Schlumberger используется для цементирования скважин и поставляется в срок. "На следующей неделе ждем еще", — говорит он. И добавляет, что примерно по той же схеме бурили и на Ванкоре: там цементаж проводила американская Halliburton.
На долю иностранного оборудования в Ванкорском проекте Зырянов отводит не более 10%. "Здесь 90% российского оборудования", — отвечает он на вопрос о зарубежной технике на Ванкоре. И технология бурения горизонтальных скважин, которая применяется на Ванкоре, тоже российская, говорит Крахмаль. Не говоря уже о КАМАЗах, УРАЛах, вездеходных ТРЭКОЛах и везделетных Ми-8, на которых передвигаются работники и гости Ванкора. Кажется, что кроме цемента Schlumberger, из иностранной продукции здесь только вода Evian и Perrier.
Добыча — наша, инвестиции — иностранные
"Роснефть" стала искать инвесторов в Азии: в ноябре нефтяная компания подписала соглашение о намерениях с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) о покупке 10% в "Ванкорнефти". В декабре СМИ сообщали о том, что может быть подписан аналогичный меморандум с индийской нефтегазовой компанией ONGC. Но обе сделки так и не были заключены. При этом CNPC заявила о сокращении расходов на 10% по сравнению с 2014 годом, и прогнозировала низкие цены на нефть в течение долгого времени.
И китайцы, и индусы приезжали на Ванкорское месторождение. Сотрудничество с азиатскими специалистами не пугает местных нефтяников: "Нужно разделить сферы ответственности: мы отвечаем за одно, а они — за другое, тогда все будет в порядке. А инвестиции — это хорошо, даже иностранные", — считает Зырянов.
Любые инвестиции полезными считает и Черепанов. "Нам главное месторождения освоить, а чьи это будут инвестиции — наши или зарубежные, и то, и другое — хорошо", — говорит он.
Если Ванкорское месторождение уже разработано и освоено, то Сузунское, Тагульское и Лодочное "Роснефти" еще нуждаются в серьезных инвестициях. Кроме того, еще на 23 лицензионных участках на севере Красноярского края ведутся геологоразведочные работы. Объем капитальных затрат на Ванкорский кластер в этом году представители "Ванкорнефти" и "Роснефти" не раскрывают.
При этом "Роснефть" сократит программу капитальных расходов на 2015 год примерно на 30% в долларовом выражении, говорил глава компании Игорь Сечин в феврале. Как бы то ни было, компания рассчитывает, что нефть Ванкора — "второго Кувейта" — сможет поддержать уровень добычи "Роснефти" на десяток лет вперед.