МОСКВА, 23 мар — РИА Новости/Прайм. Правительство РФ подготовило предложения по формированию эффективной модели функционирования пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном сообщении, который в последнее время привлек значительное внимание властей и даже президента Владимира Путина.
Путин по итогам совещания с членами правительства, состоявшегося в феврале 2015 года, поручил до 20 марта кабинету министров совместно с субъектами РФ и РЖД проработать вопрос формирования эффективной модели работы электричек.
Перевозки в электричках с 2011 года осуществляют пригородные пассажирские компании (ППК), созданные РЖД совместно с регионами. Однако вопрос с компенсацией убытков, которые возникали в этом сегменте из-за отсутствия перечислений со стороны регионов, оставался нерешенным. После жесткой критики Путина был разработан ряд мер.
Предложения правительства
"Правительство представило доклад во исполнение поручения президента России… по вопросу о формировании эффективной модели функционирования пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном сообщении", — говорится в опубликованном в понедельник сообщении кабинета министров.
В документе напоминается, что правительство в мае 2014 года утвердило концепцию развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и план мероприятий по ее реализации. Целевая модель организации пригородного железнодорожного
Правительство для повышения эффективности данной модели в текущих условиях считает целесообразным выполнить еще ряд мер. В частности, установить льготный коэффициент для ППК 0,01 к тарифу на услуги по использованию инфраструктуры РЖД вместо 0,25 и субсидию для компенсации потерь РЖД за счет этого в размере 33 миллиарда рублей с последующим постепенным увеличением коэффициента и соответствующим уменьшением размера субсидии.
Правительство считает целесообразным рассмотреть вопрос об установлении льготной ставки НДС в размере 0% на услуги по перевозке пассажиров в электричках без ограничения срока вместо принятого сейчас решения до 31 декабря 2016 года.
Пригородные компании предлагается наделить необходимым для осуществления деятельности имуществом для повышения прозрачности тарифного регулирования пригородных перевозок и эффективности деятельности ППК.
Среди функций указывается урегулирование споров между ППК и органами тарифного регулирования субъектов РФ при отсутствии согласованной позиции по уровню экономически обоснованного тарифа, а также мониторинг и контроль исполнения тарифными органами субъектов своих функций, в том числе по подтверждению экономически обоснованного уровня тарифов и по установлению тарифа для населения.
Эффект
Указанные мероприятия, считают в правительстве, позволят повысить эффективность использования субсидий, предоставляемых из госбюджета для доступности пригородных пассажирских перевозок, и увеличить степень контроля за ценообразованием без перераспределения финансовой ответственности в рамках бюджетной системы.
Предлагаемые меры также должны повысить мотивацию субъектов РФ к реализации эффективной модели функционирования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении, исходя из реальных потребностей и оптимизации параметров транспортного обслуживания населения регионов.