МОСКВА, 23 мар — РИА Новости. Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект, определяющий правовые основания помещения несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП).
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что по итогам 2013 года в целом по России отмечено увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. В качестве мер профилактического воздействия в отношении несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых могут быть использованы возможности ЦВСНП. Вместе с тем правовые основания для помещения несовершеннолетних в спецприемники не определены.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить УПК РФ новой статьей "Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" и внести необходимые изменения. Авторы поправок уточняют, что положения законопроекта, которые предусматривают возможность избрания в отношении несовершеннолетних меры пресечения в виде помещения в ЦВСНП, позволят сократить случаи заключения под стражу.
Также законопроектом предлагается наделить центры полномочиями по проведению воспитательной, а также психодиагностической и психокоррекционной работе с подростками. Уточняется, что в каждом ЦВСНП уже имеются штатные должности психологов и воспитателей, которыми такая работа фактически проводится.
Законопроектом также предлагается установить минимальный возраст несовершеннолетних, с которого возможно их помещение в ЦВСНП. Минимальными стандартными правилами Организации объединенных наций, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), понятие "несовершеннолетний" охватывает возрастной диапазон от 7 до 18 лет. С учетом анализа судебной практики законопроектом предлагается установить возможность помещать в ЦВСНП несовершеннолетних, достигших возраста девяти лет.
Новацией законопроекта также является положение, касающееся срока содержания несовершеннолетних в ЦВСНП. Так, в судебных постановлениях, как правило, указывается не конкретный срок их содержания, а диапазон — до 30 суток. В практической деятельности возникают проблемы относительно реализации судебных постановлений, в частности, возникает вопрос, должны ли несовершеннолетние содержаться в ЦВСНП в течение 30 суток или могут быть сразу переданы родителям или иным законным представителям по их требованию.
В этой связи законопроектом предусмотрено, что несовершеннолетние, помещенные по решению суда в ЦВСНП, могут содержаться там в течение времени, необходимого для проведения с ними индивидуальной профилактической и воспитательной работы, но не более 30 суток.
Законопроектом предлагается закрепить принцип раздельного содержания несовершеннолетних, в зависимости от пола, возраста, а также степени общественной опасности совершенных ими деяний, что исключает негативное влияние подозреваемых или обвиняемых на иных содержащихся в ЦВСНП несовершеннолетних.