МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Андрей Чаплыгин. Российские корабелы в этом году отметят День моряка-подводника закладкой сразу двух подводных лодок: в Северодвинске на заводе "Севмаш" заложат "Архангельск" — пятую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 885 "Ясень", а на петербургских "Адмиралтейских верфях" будет заложена третья дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 677 "Лада" — "Великие Луки".
В России 19 марта отмечается День моряка-подводника, дата для которого выбрана не случайно — именно в этот день в 1906 году подводные лодки в русском флоте указом морского министра были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.
В День подводника РИА Новости подводит промежуточные итоги крупномасштабного обновления российского подводного флота, проводимого в рамках государственной программы вооружений до 2020 года.
Морской щит России
Сегодня основу современных Подводных сил ВМФ РФ составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами.
В ближайшие несколько лет атомный "костяк" Подводных сил будет серьезно обновлен: госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает строительство и введение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта "Борей". В настоящее время в боевой состав ВМФ приняты три АПЛ этого типа: "Юрий Долгорукий" (Северный флот), "Александр Невский" и "Владимир Мономах" (обе — Тихоокеанский флот). Три подводных крейсера — "Князь Олег", "Князь Владимир" и "Генералиссимус Суворов" — сейчас строятся на "Севмаше", а уже к концу 2015 года в Северодвинске будут заложены еще два "Борея".
Более того, в настоящий момент рассматривается вопрос о продлении серии этих подводных крейсеров. Закладка дополнительных "Бореев" представляется весьма вероятной, учитывая, что проект 955 уступил место модернизированному 955А, по которому будут строиться все корпуса, начиная четвертого. Лодки проекта "А" будут обладать более низким уровнем физических полей, и, соответственно, повышенной скрытностью, а также более современными средствами связи и обнаружения. В них будут улучшены условия жизни экипажа. Генеральный директор ЦМКБ "Рубин", разработавшего проект, не исключил, что на смену "Бореям А" придут "Бореи Б", поскольку государство всегда нуждается в таких лодках.
Действительно, "Бореи" являются одной из составляющих ядерной триады России, а значит — гарантом национальной безопасности. Подводные крейсеры данного проекта обладают водоизмещением в 24 тысячи тонн и могут нести по 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 "Булава-30" с дальностью поражения более 9 тысяч километров.
Тем не менее, несмотря на всю грозную мощь "Бореев", ни один стратегический ракетоносец не обойдется без должного сопровождения в виде многоцелевых подводных лодок, одну из которых — "Архангельск" проекта 885 "Ясень" — как раз и заложат в День подводника.
Подлодки этого проекта призваны укрепить многоцелевой подводный флот России, который действительно нуждается в серьезном обновлении — последняя многоцелевая АПЛ предшествовавшего "Ясеням" проекта "Щука-Б" была заложена еще в 1993 году.
Пока что в составе ВМФ России служит лишь один "Ясень" — "Северодвинск". Еще три корпуса в настоящее время строятся, а всего к 2020 году флот должен получить семь подлодок данного проекта. "Архангельск", как и все субмарины в серии, начиная со второй, будет строиться по модернизированному проекту 885М, который отличается от базового обновленным оборудованием, оптимизированными обводами корпуса, а также пониженной шумностью. Кроме того, важной деталью проекта "Ясень-М" является отказ от оборудования из стран бывшего СССР — лодки строятся исключительно силами российских предприятий.
Недооценивать значение многоцелевых АПЛ для безопасности страны и военно-морского присутствия в Мировом океане нельзя — об этом свидетельствует тенденция, наметившаяся в последние несколько лет в США, где многоцелевые лодки постепенно вытесняют подводные крейсеры стратегического назначения. Американцы заложили последнего "стратега" еще в 1992 году — им стала "Луизиана" проекта "Огайо", разработанного еще в 70-ых годах прошлого века.
Зато строительство многоцелевых АПЛ проекта "Вирджиния" идет полным ходом — с 2004 года американским ВМС передано уже 11 субмарин, и еще семь будут построены в ближайшие несколько лет. Эти лодки несут на борту крылатые ракеты "Томагавк" с ядерной боевой частью и дальностью поражения цели более 2500 километров, что позволяет им взять на себя часть функций стратегических ракетоносцев.
Тише воды
В настоящее время для ВМФ России строятся новые субмарины, предназначенные, помимо прочего, как раз для уничтожения подводных кораблей потенциального противника. Это дизель-электрические подводные лодки проекта 636 "Варшавянка", которые будут нести службу в боевом составе Черноморского флота.
Две "Варшавянки" — "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону" — уже переданы ВМФ и проходят глубоководные испытания на Северном флоте, а третья — "Старый Оскол" — проходит ходовые испытания перед принятием в состав флота. Еще три ДЭПЛ данного проекта сейчас строятся, но уже в 2016 году, согласно планам, все шесть субмарин будут нести боевую службу на Черноморском флоте.
Этим подлодкам совершенно необязательно нести на борту тяжелое вооружение, ведь их главное оружие — скрытность. "Варшавянки" по праву считаются одними из самых малозаметных субмарин во всем мире — неслучайно они получили в НАТО название "Черная дыра". Впрочем, с вооружением у лодок этого проекта тоже все в порядке — они имеют на борту торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки всего 15 секунд), мины, а также ударный ракетный комплекс "Калибр". Подлодки проекта 636 могут обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может обнаружить противник. Это качество делает "Варшавянку" одним из лучших проектов в области неатомного подводного кораблестроения.
И все же проект 636, несмотря на всю его успешность, отнюдь не нов — основа для него закладывалась еще в 1970 годах. Шестая "Варшавянка" для ЧФ станет последней, проект не будет продлен, и это вполне логично, ведь в России уже ведется строительство ДЭПЛ следующего поколения — проекта 677 "Лада".
Судьбу "Лады" нельзя назвать простой — эти лодки должны были прийти на смену "Варшавянкам" еще в конце 90-ых годов. Однако бывший главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий из-за проблем с силовой установкой и акустической изоляцией отправил проект на доработку, а головная лодка "Санкт-Петербург", заложенная в 1997 году, была передана флоту в 2010 году, да и то — лишь в опытную эксплуатацию.
Тем не менее опыт "Санкт-Петербурга", ставшего своеобразной платформой для испытания принципиально новых видов оборудования, средств обнаружения и оружия, похоже, помог сдвинуть проект с мертвой точки — "Лада" была включена в госпрограмму вооружения до 2020 года. Второй корпус под названием "Кронштадт" будет достраиваться по старому проекту, а вот с третьим, заложенным в 2006 году как "Севастополь", не все так просто — в День подводника именно он будет перезаложен на "Адмиралтейских верфях" под новым именем "Великие Луки".
Перезакладка связана прежде всего с тем, что "Великие Луки" будут достраиваться по принципиально новому, модернизированному проекту. По словам главкома ВМФ Виктора Чиркова, новые "Лады" будут обладать "улучшенными параметрами скрытности и повышенной автономностью плавания". Вероятнее всего, речь идет о воздухонезависимой энергетической установке (ВНЭУ), которой как раз планировалось оснащать российские ДЭПЛ нового поколения. Главное преимущество ВНЭУ — это как раз увеличение скрытности и автономности подводной лодки, ведь субмарина получает возможность находиться под водой без всплытия для зарядки батарей.
Исследовательская работа в области подводного кораблестроения не останавливается, и российские конструкторы уже сейчас полным ходом ведут разработку подводных лодок следующего поколения. Однако на сегодняшний день "Бореи", "Ясени", "Варшавянки" и "Лады" должны стать своеобразными "столпами" для развития Военно-морского флота в ближайшие десятилетия. Первые лодки этих проектов уже сейчас выполняют возложенные на них задачи — не только обеспечивают безопасность морских рубежей России, но и расширяют ее военно-морское присутствие, будучи готовыми оказаться в любой точке Мирового океана, если того потребуют интересы страны.