ТЕЛЬ-АВИВ, 17 мар — РИА Новости. Израильтяне во вторник выбирают 20-й парламент в истории страны. Голосование выглядит вотумом доверия с неясным исходом "ястребиной" политике правых и их лидера Биньямина Нетаньяху, который шесть лет подряд занимает кресло премьер-министра и рассчитывает на новый срок.
Лидеры объединения "Сионистский лагерь", условившиеся руководить кабинетом в порядке ротации — по два года каждый, критикуют Нетаньяху и его партию "Ликуд" за охлаждение отношений с США и Европой из-за срыва мирного процесса с палестинцами и оппозицию переговорам об урегулировании иранской атомной проблемы.
"Есть много вопросов, по которым идут споры в израильской политике, — от социальных и экономических до внешнеполитических и военных. Но, с моей точки зрения, основной водораздел между нами и "социалистами" проходит по арабо-израильскому конфликту", — сказал РИА Новости председатель правительственной коалиции и парламентской фракции "Ликуда" Зеев Элькин.
С победой Герцога и Ливни принято связывать надежды на реанимацию мирного процесса. С переизбранием Нетаньяху на третий подряд и четвертый в карьере срок — ожидания дальнейшей стагнации ближневосточного урегулирования, скрытого или явного удержания статус-кво с закреплением на завоеванных территориях, вероятно, ценой новых трений с западными союзниками.
В последний день перед голосованием Нетаньяху объявил, что в случае победы не допустит появления палестинского государства, сделав в интервью интернет-сайту газеты "Маарив" свое самое категоричное заявление на тему ближневосточного урегулирования не только с начала избирательной кампании, но и, возможно, за годы премьерства.
Электоральный пасьянс
Вступив в декабре в предвыборную гонку в позиции ее бесспорного фаворита, к концу кампании Нетаньяху превратился в догоняющего и открыто говорит об угрозе потери власти. Последние опросы показывают отставание "Ликуда" на несколько мандатов от "Сионистского лагеря" — альянса старейшей израильской партии "Авода" под руководством Герцога и молодого политического движения "Ха-Тнуа" Ципи Ливни.
К оппозиции, помимо "Сионистского лагеря", относят Объединенный арабский список, который может рассчитывать на сенсационное третье место. Из-за своей антисионистской идеологии блок коммунистов, исламистов и националистов вряд ли сам войдет в коалицию или будет приглашен в правительство, но может за него проголосовать. Здесь же — ультралевая партия "Мерец" и центристы-антиклерикалы из "Еш Атид", которые фокусируются на социально-экономической поддержке светского среднего класса.
"Ликуд" традиционно опирается на поддержку идеологических партнеров по правому лагерю и "естественных союзников" в лице ультрарелигиозных движений. В лагерь Нетаньяху политологи записывают поселенческое лобби "Еврейский дом", не приемлющее территориальных уступок палестинцам. С оговорками туда же относят партию русскоязычного главы МИД Авигдора Либермана "Наш дом Израиль", которая, если верить опросам, балансирует на грани непопадания в Кнессет, и политические структуры ультраортодоксов — ашкеназийское "Еврейство Торы", сефардский ШАС и выделившийся из него "Яхад", куда были кооптированы представители ультраправых еврейских кругов.
Решающей в такой ситуации может стать позиция новой партии "Кулану", которая еще в большей степени, чем "Еш Атид", сосредоточена на экономике, оставляя в стороне поляризующие общество темы политики и безопасности. Опросы сулят ей достаточное число мандатов, чтобы склонить чашу весов в пользу одного из противоборствующих лагерей. Лидер "Кулану" Моше Кахлон хранит молчание относительно своих предпочтений, хотя уже получил от Нетаньяху предложение возглавить Минфин.
Технология выборов
На 120 мест в Кнессете претендуют 25 партий: от политических "тяжеловесов" с сотнями тысяч членов и претензиями на места в правительстве до небольших объединений, ратующих за легализацию легких наркотиков или отмену "копирайта" и не имеющих реальных шансов попасть в парламент.
В течение недели после публикации официальных итогов голосования президент Израиля Реувен Ривлин проведет консультации с партиями, прошедшими в Кнессет, и поручит сформировать новый кабинет тому из депутатов, кто, по мнению главы государства, имеет предпочтительные шансы создать коалицию, опирающуюся на поддержку парламентского большинства.
На это первому обладателю "премьерского патента" закон отводит до 42 дней. Если он терпит неудачу, президент вправе поручить миссию другому депутату со сроком 28 дней, потом — третьему с двухнедельным "дедлайном". В случае провала всех попыток страна снова идет голосовать.
Нынешние выборы проходят на два года раньше срока. Уволив в декабре министров от левоцентристских партий, в том числе Ливни, Нетаньяху объявил, что решил вновь обратиться к избирателям в надежде расширить представительство "Ликуда" в Кнессете и сформировать более удобное правительство.
Яркая кампания
Избирательная кампания выдалась богатой на запоминающиеся события. На левом фланге объединились "Авода" и "Ха-Тнуа", превратившись из аутсайдеров в фаворита гонки. Единый список также образовали три арабские партии, которые порознь могли не преодолеть электоральный барьер, повышенный до 3,25% с 2%.
Примерно тогда же о завершении карьер объявили министры внутренней безопасности Ицхак Ааронович, туризма Узи Ландау, сельского хозяйства Яир Шамир — политические тяжеловесы из "коренных" израильтян, которые олицетворяли выход НДИ с секторального уровня на общенациональный. Их имена полиция никак не упоминала в связи с коррупционным делом.
В явной попытке склонить ход кампании в свою пользу Нетаньяху за две недели до выборов отправился в Вашингтон по приглашению республиканцев — политических оппонентов президента США. С трибуны конгресса он критиковал курс Барака Обамы на переговоры с Ираном и агитировал парламентариев за срыв готовящейся ядерной сделки. На родине оппозиция обвинила премьера в готовности поставить под удар отношения с США ради дополнительных электоральных очков.
Рост рейтингов "Ликуд" оказался незначительным и недолгим. В оставшиеся до голосования дни Нетаньяху обвинял неназванные зарубежные правительства в мобилизации оппозиционного электората, а местных медиа-магнатов — в кампании травли его самого и супруги, включая раскручивание "бутылочного скандала". Множество публикаций ставили в вину Саре Нетаньяху удержание денег за сданную стеклотару из резиденций — около тысячи долларов в сумме за несколько лет.
Политолог Зеев Ханин называет избирательную кампанию "беспрецедентной по интенсивности "войны компроматов", явно выходящих даже за весьма размытые стандарты израильской электоральной политики".
"Складывается ощущение, что у избирателя, оглушенного массой "слитых" в прессу реальных или надуманных обвинений в коррупции, скандальных провокаций, заказных "журналистских расследований" и копания в самых деликатных подробностях биографий политиков, просто не остается возможности обратить достаточное внимание на обсуждение коренных тем и сюжетов нынешних выборов", — пишет он.