Михаил Ростовский, для МИА "Россия сегодня"
Предстоящий юбилей Великой Победы стал своеобразным экзаменом на политическую зрелость для целой когорты мировых лидеров — или, если быть более точным, для лидеров тех стран, что с крайним неодобрением относятся к современной внешней политике России.
На дворе пока еще не май. Но уже можно констатировать: многие этот экзамен с треском провалили. А вот с Ангелой Меркель этого не произошло. Не буду утверждать, что она сдала этот экзамен "на пять". Но канцлеру ФРГ можно поставить "условный зачет".
Будем реалистами. Нынешние отношения между Россией и Западом слишком плохи. Они настолько плохи, что о текущих разногласиях невозможно забыть даже на один день — даже если это день великого и святого праздника, во время которого все текущее должно быть по определению отброшено в сторону.
"Вы не найдете в Польше ни одного человека, кто пытался бы преуменьшить значение этого подвига и цены, которая была за него заплачена", — так в декабре 2009 года тогдашний посол Польши в России Ежи Бар ответил мне на вопрос о том, не пытаются ли в его стране приуменьшить значение подвига советского народа, который ценой миллионов жизней победил гитлеровскую Германию.
К сожалению, уважаемый господин посол ошибся. Такие люди в Польше нашлись, и их не единицы. Курс на отрицание решающей роли Советского Союза в победе над нацизмом стал для польской политической элиты из почти всех ведущих партий магистральным направлением политики.
Конечно, официальные лица в Варшаве очень обижаются, когда им указывают на это обстоятельство. Меня, например, умилило заявление пресс-секретаря польского МИДа Марцина Войцеховски в начале февраля этого года: "Обращаемся к российской стороне отделить исторические элементы от текущего политического контекста, который настолько неудобен, что не позволяет сдержать эмоции" (предвосхищая вопросы по поводу грамматики: дословная цитата взята с сайта посольства Польши в Москве). Но деланное возмущение — не очень весомый аргумент в споре с фактами.
Примерно то же самое относится и к странам Балтии. В 2005 году я посетил Ригу и специально выкроил время, чтобы встретиться с тогдашним председателем комитета по международным делам парламента Александром Кирштейнсом, автором следующего высказывания: "А что, собственно, можно праздновать 9 мая? Годовщину изнасилования Красной армией двух миллионов женщин в Европе?"
Мне хотелось посмотреть в глаза этому человеку. Мне хотелось понять, что его побудило сформировать столь чудовищно извращенную картину мира. Помню, как Александр Кирштейнс все никак не хотел заканчивать нашу беседу. Я уже вставал, чтобы уйти. А этот интеллигентного вида политик приводил все новые и новые аргументы в пользу того, что его взгляды отнюдь не является безумными и даже странными.
Я тогда подумал: он так усиленно оправдывается потому, что в глубине души осознает свою неправоту. Не означает ли это, что даже по меркам латвийского политического взгляда подобные взгляды — это нечто непотребное? Десять лет спустя я вижу, что был тогда излишне оптимистичен. Президент Латвии Андрис Берзиньш, как явствует из сообщения его канцелярии, намерен отметить победу над фашизмом встречей с " ветеранами Второй мировой войны, воевавшими на обеих сторонах фронта".
Впрочем, чего это я так долго рассуждаю о тех зарубежных лидерах, кто меня безнадежно разочаровали? Вернемся к Ангеле Меркель. Конечно, мне больше импонирует позиция президента Чехии Милоша Земана, заявившего, что "игнорировать празднование 70-ой годовщины победы над фашизмом 9 мая в Москве — это означит оскорблять память 150 тысяч советских воинов, павших при освобождении Чехословакии".
Но хотя Меркель не будет на параде, она не будет игнорировать торжества в Москве. А главное, по-моему, в данном случае является не форма участия, а сам факт участия, который указывает на зрелость германского государства, на его уважение к себе и другим.
Политизировать празднование юбилея Великой Победы в Москве — это не просто аморально. Это еще и глупо, и контрпродуктивно. В 2015 году России и Западу как никогда нужны ценности, которые нас объединяют. Великая Победа — главная в ряду таких ценностей. Тот, кто будет пытаться игнорировать или опошлить эту ценность, накажет в первую очередь самого себя.