Год назад Евросоюз начал вводить санкции против России на фоне обострения ситуации на Украине. Однако это имело и обратный эффект: от разрыва отношений с РФ начали терпеть серьезные убытки европейские производители. Как меняется в ЕС отношение к санкциям спустя год и когда европейские дипломаты могут изменить свою позицию, в интервью корреспонденту РИА Новости Марии Князевой рассказал постоянный представитель РФ при Евросоюзе Владимир Чижов.
— Владимир Алексеевич, по вашим ощущениям, осознают ли в Евросоюзе неэффективность антироссийских санкций?
— Безусловно, да. Причем это уже происходит достаточно давно. Естественно, речь идет о санкциях экономических, секторальных. Потому что вопрос об эффективности индивидуальных санкций, стоп-листов у них не возникает, пока кто-то из них сам не попадется на ответную меру.
— В связи с этим, как вы считаете, сдвигаются ли настроения в ЕС в сторону смягчения режима экономических санкций?
— Давайте не будем гадать, как происходит мыслительный процесс в бюрократических умах.
— А исходя из ваших контактов в Брюсселе?
— По моим ощущениям, ЕС уже не готов принимать новые неправильные решения, но еще не готов перейти к правильным.
— Что должно случиться, чтобы ЕС стал готов?
— Руководство ЕС неоднократно обозначало, что для него важна судьба политического урегулирования на Украине. Однако отправная точка в ЕС все еще неправильная. По непонятной мне причине они уверены, что прогресс зависит исключительно от Москвы. Ни от одного собеседника в Брюсселе я пока так и не услышал ответа на мой прямой вопрос, прорабатываются ли возможные санкции в отношении Киева на случай срыва украинской стороной процесса урегулирования конфликта на востоке страны, в том числе выполнения минских договоренностей. Это говорит об избирательности зрения евробюрократов.
— Можно ли ждать ослабления экономических ограничительных мер в нынешнем году?
— Это ими созданная проблема, поэтому им ее и решать. Когда они решат — наверное, когда дозреют до этого. Стало потеплее, но процесс созревания на политическом огороде ЕС идет небыстро.
— В настоящее время прорабатывается дата визита в Москву политдиректора службы европейской дипломатии Хельги Шмид.
— Дата уже практически определена. С госпожой Шмид я беседовал вечером в четверг. В пятницу я поеду в Москву, в том числе согласовать вопрос даты ее визита. Речь идет о середине апреля.
— Расскажите, пожалуйста, появились ли у вас в последнее время дополнительные контакты с Еврокомиссией по вопросам энергетики? Оживляется ли энергодиалог между Россией и ЕС?
— Конечно, оживляется.
— А в каких сферах?
— Конкретнее пока сказать не могу.