Aero India — международная аэрокосмическая выставка.
Её организатором выступает министерство обороны Индии при поддержки правительства страны. Тематикой выставки является авиационная военная техника и вооружение, а также самолетостроение и оборудование для гражданской авиации.
Идея создания коммерческой авиационной выставки в военной области появилась в Индии в начале 1990-х годов, когда туда был допущен частный сектор. Многие частные компании хотели и имели возможности заниматься научно-исследовательской деятельностью и производством в военной сфере. В 1992 году было решено проводить выставку на территории авиабазы Yelahanka ("Елаханка") недалеко от города Бангалора. Бангалор — столица высоких технологий в Индии, аналог "Силиконовой долины" в США.
Первая выставка, первоначально названная Avia IndiA, прошла в 1993 году в "Елаханке" при поддержке ВВС Индии. Она стала значительным событием для всей авиационной отрасли страны. Было принято решение проводить выставку раз в два года в том же самом месте — на авиабазе "Елаханка". Следующая выставка должна была пройти в 1995 году, но была отменена из-за недостаточно высокого уровня безопасности и подготовки.
В 1996 году на территории авиабазы "Елаханка" прошла первая выставка, получившая официальное название Aero India и определившая формат проведения всех остальных выставок в Бангалоре. На выставке 1996 года присутствовали первые иностранные представители.
Россия и США представили статическую и летающую экспозицию.
С тех пор авиасалон приобрел известность не только в Индии, но и во всем мире. Свидетелями авиашоу в Бангалоре стали тысячи туристов, что принесло успех салону не только в среде специалистов.
Выставка, прошедшая в 1998 году, уже обладала всеми атрибутами и признаками крупного международного авиасалона. В ее работе приняли участие более 170 фирм из 17 стран мира. На ней были представлены такие иностранные компании, как Boeing, Allied Signal, Bell Textron, Airbus Industries, Aerospatiale, Dassault, British Aerospace. Самые солидные экспозиции были у России и Франции.
Следующая выставка прошла только в 2001 году. В ней приняли участие 150 компаний из 18 стран. Еще 37 стран прислали на выставку представительные делегации. В авиасалоне участвовали 49 российских компаний. Главным экспонатом выставки стал российский многоцелевой истребитель Су-30МКИ. Российская самолетостроительная корпорация "МиГ" впервые представила на авиасалоне летный образец палубного истребителя МиГ-29К, принявшего участие в демонстрационных полетах. В ходе салона компания "Рособоронэкспорт" подписала контракт с министерством обороны Индии на поставку индийским ВМС пяти вертолетов Ка-31.
С этого времени международная аэрокосмическая выставка Aero India проводится регулярно раз в два года по нечетным годам. Она обычно проходит в середине февраля, когда на юге страны наиболее благоприятная погода.
Авиакосмический салон Aero India постоянно развивается и с каждым годом увеличивает число экспонентов и посетителей.
В 2003 году у иностранных участников было 174 стенда, а в 2005 году — 236. Увеличилось и число индийских фирм — с 74 в 2003 году до 136 в 2005 году.
В 2007 году в авиасалоне Aero India приняли участие свыше 400 компаний, включая крупнейших производителей и поставщиков военной и гражданской авиа- и авиакосмической техники из 15 стран. В состав российской делегации вошло около 40 компаний. На выставке были представлены около 100 моделей авиационной техники, включая российские МиГ-35 и МиГ-29 ОВТ, самолет-амфибию Бе-200, вертолет Ми-17, Superjet 100 АХК "Сухой".
Авиашоу было омрачено тем, что один из вертолетов пилотажной группы Sarang ВВС Индии разбился непосредственно перед открытием выставки. Его экипаж отрабатывал маневр "ножницы", но не рассчитал высоту вывода и врезался в землю. Летчик-испытатель командир эскадрильи погиб, а командир воздушного крыла получил тяжелое ранение.
На авиасалоне Aero India-2009 было представлено около 100 гражданских и военных самолетов, около 600 компаний. Российские представители сделали ставку на демонстрацию возможностей самолета МиГ-35 в ходе показательных полетов, где машина продемонстрировала чудеса высшего пилотажа. Кроме того, в воздух на российском истребителе поднимались и граждане Индии. В рамках авиасалона компания "Рособоронэкспорт" устроила индийским военным презентацию возможностей самолета Бе-200.
В 2011 году свои последние разработки в авиакосмической отрасли на выставку привезли 675 компаний из 29 стран. Площадь экспозиций авиасалона выросла на 70 % до 75 тысяч квадратных метров (44 тысячи квадратных метров в 2009 году). Число экспонентов также возросло на 16 %. Выставку посетило более 250 тысяч человек. Россия представила на Aero India — 2011 более 80 образцов военной продукции: самолеты, вертолеты, зенитные комплексы, авиадвигатели, радары. В выставке участвовали 35 российских компаний, в числе которых "Рособоронэкспорт", ОКБ "Сухого", "МиГ", "Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина", "Алмаз-Антей", корпорация "Иркут", холдинг "Вертолёты России", компания "Камов". В Бангалоре показательный полет выполнил пассажирский самолет Superjet 100.
В Aero India — 2013 приняли участие 570 компаний (274 зарубежных и 296 индийских) из 29 стран мира. Экспозиция выставки была размещена на площади более 108 тысяч квадратных метров. https://www.aeroindia.in/aboutus.aspx Наиболее ярким моментом Aero India — 2013 стало возвращение на шоу гражданской авиации. В этот раз почти 55 % представленных самолетов на выставке относились к гражданской категории.
Российская экспозиция занимала площадь 857 квадратных метров. В мероприятии участвовали 37 отечественных организаций, 18 из них представили продукцию военного назначения.
Впервые в летной программе авиасалона Aero India приняла участие пилотажная группа "Русские витязи".
В ходе выставки Россией были подписаны с индийской стороной два соглашения на общую сумму полмиллиарда долларов — договор на поставку технических комплектов к Су-30МКИ на основе рамочного контракта, подписанного 24 декабря 2012 года, и соглашение на поставку различного оборудования для Су-30МКИ (в том числе для крепления авиационных средств поражения).
Всегда в качестве прелюдии к авиашоу в Бангалоре проходит международный семинар, являющийся одним из ведущих семинаров в аэрокосмической отрасли. Его проводит Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) министерства обороны Индии совместно с Авиационным обществом Индии.
Десятая международная аэрокосмическая выставка Aero India — 2015 будет проходить на базе ВВС Индии в Бангалоре с 18 по 22 февраля 2015 года. Ожидается, что в ней примут участие 750 компаний из разных стран мира, посетит более 150 тысяч деловых людей и 300 тысяч обычных посетителей.
Россия — традиционный крупнейший участник авиасалона. Ее экспозиция построена с учетом наиболее перспективных направлений дальнейшего развития военно-технического сотрудничества с Индией.
Ижевский электромеханический завод "Купол" собирается представить на выставке свою новую продукцию — зенитный ракетный комплекс (ЗРК) "Тор" в двух модификациях — гусеничный "Тор-М2Э" и модификацию в модульном исполнении "Тор М2КМ" (макеты). Кроме того компания представит глубоко модернизированный ЗРК "Оса".
На выставке также будут продемонстрированы современные коммерческие и военные вертолеты российского производства — новые военно-транспортные вертолеты серии Ми-8/17, легкие многоцелевые Ка-226Т, гражданские многоцелевые вертолеты типа Ми-8/17, а также легкий "Ансат". Перспективный модельный ряд холдинга "Вертолеты России" на Aero India 2015 будет представлен вертолетом Ми-171А2, который разрабатывается на основе вертолетов типа Ми-8/17.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников