История с поставкой России французских "Мистралей" еще не завершена, однако ряд фактов позволяет предположить, что индийское руководство передумало закупать крупные партии французских истребителей и это неслучайное совпадение.
Как фанера над Парижем
Французская компания Rafale выиграла тендер на поставку 126 истребителей в 2012 году. Позднее Франция в одностороннем порядке удвоила цену контракта. Анализ Министерства обороны Индии показал, что по новым условиям один истребитель Rafale обойдется в 158 млн долларов. Это примерно в два раза дороже российского Су-30МКИ. Настораживает индийцев и нежелание французов делиться с ними технологиями производства.
Россия подходит к делу иначе. Корпорация "Иркут" отмечает, что в программе совместного производства истребителей Су-30МКИ участвуют свыше 150 промышленных предприятий Индии: "Предусматривается, что научные учреждения и промышленные предприятия Индии примут широкое участие в программе модернизации Су-30МКИ, которая существенно повысит боевые возможности самолетов. Конструкторы работают над интеграцией в состав вооружения Су-30МКИ российско-индийской сверхзвуковой крылатой ракеты "БраМос", что существенно повысит боевые возможности этого уникального боевого комплекса". Российские истребители Су-30МКИ поставляются в Индию с 2002 года и стали основой индийских военно-воздушных сил. Общий объем заказов в России до 2018 года включительно превышает 270 истребителей. В Индии налажено лицензионное производство, то есть имеется национальная база модернизации и ремонта Су-30МКИ.
Неопределенность поставки в Россию вертолетоносцев "Мистраль" в Индии трактуют как потенциальную угрозу любому оружейному контракту. Угождая внешнеполитическим амбициям Вашингтона или поддаваясь давлению банковских структур США, Франция показала свою несамостоятельность, что на международном рынке вооружений и в Нью-Дели трактуется как несостоятельность.
Никто не даст гарантии, что по каким-то причинам Париж не заблокирует поставку Rafale в Индию.
Чисто французское самоубийство
Для фирмы Dassault отмена индийского заказа крайне нежелательна. Истребитель Rafale никогда не продавался за рубежом, и это бросает тень на репутацию французских авиастроителей. В рамках бюджетных сокращений французские военно-воздушные и военно-морские силы сократили свои потребности с 310 новых истребителей Rafale до 180.
Лишь Египет, первый и единственный, 13 февраля объявил о покупке 24 Rafale. Прогнозируемая сумма сделки — около 5 млрд евро. Впрочем, развитие сотрудничества Египта и России может скорректировать боевой состав египетских ВВС совсем не в пользу Rafale.