Рейтинг@Mail.ru
Тегеран и Вашингтон: игра на санкции - РИА Новости, 09.02.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тегеран и Вашингтон: игра на санкции

© AP Photo / Carolyn KasterЗдание Конгресса Сша в городе Вашингтон, архивное фото
Здание Конгресса Сша в городе Вашингтон, архивное фото
Читать ria.ru в
На полях Мюнхенской конференции по безопасности прошли переговоры госсекретаря США Джона Керри и главы МИД Ирана Джавада Зарифа. За попытками взять под контроль иранскую ядерную программу стоит намерение Вашингтона и его союзников подавить влияние Ирана в регионе, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Федорова.

Специально для Центра международной журналистики и исследований

- Ирина Евгеньевна, конгресс Соединенных Штатов настаивает на ужесточении санкций против ИРИ – в том случае, если к соглашению придти не удастся. Видите ли вы решение этого вопроса?

— Несмотря на отсутствие дипломатических связей между США и Ираном, отношения между двумя странами находятся не только в центре внимания руководства обеих государств, но и оказывают влияние на всю систему международных отношений вообще и в регионе Ближнего и Среднего Востока в частности.

В центре переговоров между Тегераном и Вашингтоном — иранская ядерная программа, ИЯП. С приходом к власти в 2013 году президента Хасана Роухани появились шансы для решения этого вопроса. О своем намерении конструктивно взаимодействовать с мировым сообществом он заявлял еще в своей предвыборной кампании. И уже в ноябре 2013 года на переговорах произошел прорыв: в Женеве было заключено промежуточное соглашение по иранской ядерной программе между Ираном и «шестеркой». Однако, несмотря на смягчение позиций участников переговоров, они пока не смогли прийти к заключению всеобъемлющего соглашения по ИЯП, и продлили рассмотрение всех спорных вопросов до июня 2015 года.

Главный вопрос — механизм и сроки отмены антииранских санкций с одной стороны, и уступки, на которые должен пойти Тегеран по ограничению своей ядерной программы (сокращение запасов обогащенного урана, количества центрифуг, обеспечение прозрачности ядерной программы) с другой.

Особое значение имеют встречи иранских политиков со своими американскими коллегами, поскольку самые серьезные и действенные санкции были введены против ИРИ Соединенными Штатами. В последнее время ирано-американские двусторонние переговоры заметно активизировались. В частности, только во второй половине января нынешнего года Мохаммад Джавад Зариф и Джон Керри провели несколько встреч, у них хорошие личные отношения. После окончания Тегеранского университета министр иностранных дел Ирана окончил Высшую школу университета Денвера, затем — отделение международных отношений Калифорнийского университета в Сан-Франциско, получил степень доктора философии. Поэтому он хорошо знает менталитет американцев и очень позитивно относится к возможности урегулирования спорных вопросов.

Барак Обама заинтересован в подписании всеобъемлющего соглашения с Ираном: для президента, завершающего свой президентский срок, это был бы большой плюс в его политической биографии. Но на его позицию влияют как внешнеполитические, так и внутриполитические факторы.

Внешнеполитические факторы выглядят так. В нынешней кризисной ситуации на Ближнем и Среднем Востоке для США очень важно иметь в этом регионе такого союзника, как Иран. Поскольку Иран сохраняет политическую стабильность и, несмотря на санкции, обладает большим экономическим потенциалом. В частности, Иран оказывает и может оказать серьезное влияние на стабилизацию обстановки в регионе, противодействовать радикальным исламистам в Ираке и Сирии, а также содействовать обеспечению стабильности Афганистана после вывода войск международной коалиции.

Что касается внутриполитической обстановки в Соединенных Штатах, то сегодня рейтинг Обамы достиг самого низкого уровня за все время его президентства. Кроме того, его политический курс, в частности, в вопросе достижения соглашения с Ираном, самым серьезным образом критикуют агрессивно и бескомпромиссно настроенные республиканцы, имеющие большинство в конгрессе. Конгрессмены готовят уже второе письмо президенту с требованием ввести дополнительные санкции в отношении Ирана. Также на Капитолийском холме рассматривается законопроект, согласно которому любое соглашение с Ираном, подписанное президентом, должно быть ратифицировано конгрессом. Все это ограничивает возможности государственного департамента и президента по заключению соглашения.

На позицию конгресса оказывают влияние Израиль и арабские нефтяные монархии, за исключением султаната Оман. На Капитолийском холме активно действует их лобби. Да и премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху использует все свое влияние в конгрессе — с тем, чтобы предотвратить потепление отношений Вашингтона и Тегерана и добиться введения более жестких санкций в отношении Ирана.

Иран заинтересован в заключении соглашения, потому что санкции бьют по его экономике. И президент Роухани, чтобы сдержать свои предвыборные обещания, постарается сделать все для выхода страны из экономической изоляции. В противном случае его позиции в стране будут сильно подорваны, чем не преминут воспользоваться консервативные круги. Противники соглашения выступают не столько против его заключения, сколько против объема уступок, на которые должен пойти Иран. С их точки зрения, ответные шаги США куда менее значимы.

То есть, возможность заключения соглашения зависит о того, смогут ли США и Иран найти баланс, учитывающий интересы обеих сторон. А сделать это в ближайшее время вряд ли получится.

При этом надо помнить: даже если соглашение будет достигнуто, то комплекс вопросов, которые служат предметом противоречий между Ираном и США, останется. Это – различия в позициях по сирийскому конфликту, противостояние Ирана стратегическому союзнику США, Израилю, поддержка Тегераном движений «Хезболла» и «Хамас». Есть еще и ракетная программа Ирана, против которой уже сейчас резко выступают США. И недавний запуск Тегераном спутника только усиливает озабоченность Вашингтона, считающего, что Иран получает поддержку других стран в реализации своей ракетной программы.

Да и сам вопрос снятия санкций станет сложным и длительным процессом, предметом торговли — поскольку санкции, введенные международным сообществом, им же и должны быть отменены.

- На этой неделе на Ближний Восток прибывает первая сотня американских военных инструкторов для подготовки боевиков сирийской оппозиции. Разве это не осложнит ирано-американские переговоры?

— На официальном уровне Вашингтон положительно оценил инициативу Москвы, реализовавшуюся во встрече оппозиции с представителями руководства Сирии в российской столице. Однако в реальности США продолжают работать с сирийской оппозицией: поставляют ей оружие, направляют военных советников для обучения боевиков антиправительственных сил. Готовность США готовить и вооружать силы сирийской оппозиции – проявление политики двойных стандартов.

Иран, естественно, заинтересован в мирном урегулировании сирийского конфликта. Он полностью поддерживает президента Сирии Башара Асада, который является для Тегерана проверенным стратегическим союзником на Ближнем Востоке. И жизнестойкость Сирии дает Ирану дополнительные возможности придерживаться твердой позиции на переговорах по ядерной программе. Поэтому состоявшаяся в Москве встреча представителей сирийской оппозиции и правительства получила в Тегеране положительную оценку.

Соответственно, понятно: усилия США по вооружению и укреплению оппозиции в Сирии воспринимаются иранской стороной достаточно болезненно. И не служат потеплению отношений и ускорению заключения соглашения между Ираном и США в частности, и между Ираном и западными странами в целом.

- Многие эксперты считают, что если режим Башара Асада будет свергнут, то за этим последует атака на ИРИ. Вы согласитесь с этим мнением?

— Военный способ решения конфликта ИРИ и США все же маловероятен. Даже если падет правительство Асада, Иран сохранит свои позиции в Сирии. Тегеран вложил большие финансовые средства в экономику Сирии, многие представители сирийской элиты связаны с Ираном не только политическими, но и экономическими узами. Но вот позиции Ирана в регионе ослабнут, сократятся его возможности влиять на ход ближневосточного конфликта.

Все ждали военного вторжения в Иран несколько лет назад, но этого не произошло. Сейчас Обама заявляет, что военное решение вопроса также может быть рассмотрено, если Иран не пойдет на уступки. Конечно, не исключено нанесение бомбовых ударов по Ирану, это нанесет ущерб экономике страны и затормозит ее ядерную программу минимум на десять лет. Но командование США понимает: успешную наземную операцию в Иране американцам провести не удастся. В Пентагоне учитывают свой негативный опыт в Ираке и Афганистане, а также высокую боеспособность иранской армии. А без наземной операции добиться выполнения поставленной задачи – сменить иранский режим — невозможно.

Так что, если переговоры в ближайшее время успехов не принесут, не исключено ужесточение экономических санкций и продолжение финансово-экономической войны со стороны Вашингтона. Администрация США считает «финансовую агрессию» в отношении неугодных Вашингтону режимов действенным оружием. Неспроста же в январе 2015 года заместителем директора ЦРУ был назначен Дэвид Коэн – бывший заместитель министра финансов, архитектор санкционной политики США против различных стран.

- Как влияет на ирано-американские отношения формирование на Ближнем Востоке так называемого «шиитского пояса», объединяющего Иран, Ирак, Сирию и Ливан?

— Тегеран проводит крайне эффективную, энергичную, даже, в какой-то степени, агрессивную политику в регионе Ближнего и Среднего Востока. Ее цель — рост влияния и роли Ирана в решении региональных проблем. Для этого руководство ИРИ установило тесные контакты с шиитскими общинами и группировками в странах региона и оказывает им финансово-экономическую поддержку. Наиболее тесные связи Иран поддерживает с шиитами Ирака.
Тегеран считает, что мусульман Ближнего и Среднего Востока объединяет борьба с Израилем. Иранское руководство неоднократно подчеркивало, что любые партии и группировки, ведущие борьбу против израильского государства, могут рассчитывать на поддержку Тегерана. Поэтому Иран оказывает финансовую поддержку не только шиитам и «Хезболле», но и суннитским организациям, например, «Хамас».

Объединение шиитов Ближнего и Среднего Востока под эгидой Тегерана вызывает недовольство — в первую очередь, у арабских государств региона, особенно у геополитического противника Ирана, Саудовской Аравии. Что, естественно, оказывает влияние и на отношения Ирана и США, поскольку, повторю, влияние Израиля и Саудовской Аравии в конгрессе США очень велико. На Капитолийском холме действует израильское и саудовское лобби.

- Как может повлиять на позицию США по отношению к Ирану активизация контактов между Москвой и Тегераном? В частности, недавний визит в ИРИ министра обороны России С.Шойгу?

— Позиции двух наших стран совпадают по многим вопросам. Но развитие экономических отношений, к сожалению, в последнее время отставало от прогресса в отношениях политических. В 2014-2015 годах наметились положительные тенденции в развитии этих отношений, чему способствовали визиты российских политиков в Иран. Их результатами стали соглашения о сотрудничестве в самых различных сферах.

Визит Сергея Шойгу стал знаковым событием, министр обороны вел переговоры о расширении военно-технического сотрудничества. Возможно, в ближайшее время будет разрешен один из самых больных вопросов в российско-иранских отношениях — о поставках ЗРС С-300. Важно и то, что обе стороны отмечали необходимость решения региональных проблем — Каспия и Ближнего и Среднего Востока — без вмешательства внерегиональных сил.
Визит Шойгу и подписание соглашения вызвало бурную реакцию в конгрессе США. Конгрессмены резко высказались против развития военного сотрудничества ИРИ с Россией, в частности, против поставок С-300. Но официальной реакции Вашингтона пока не последовало.

С другой стороны, ясно: укрепление сотрудничества Ирана с Россией придаст Тегерану твердости в отстаивании своих позиций на переговорах с «шестеркой» и, в частности, с США. Этот визит — лишь шаг на пути налаживания российско-иранских экономических отношений. Иран сейчас является страной-наблюдателем ШОС, и надеется стать полноправным членом этой организации. Однако, по Уставу ШОС, страна, находящаяся под санкциями, не может в ней состоять. На мой взгляд, вступление Ирана в ШОС будет способствовать как росту авторитета этой международной организации, так и развитию экономических отношений Ирана и России. Кроме того, Иран готов вступить в Евразийский экономический союз. Есть все основания надеяться, что экономические отношения двух стран в скором времени «дорастут» до уровня политических связей Москвы и Тегерана.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала