Максим Соколов
Опыт представительных собраний показывает, что без таких сложных ситуаций не обходится ни одно собрание тем более за столько лет. А обструкция, т. е. добровольное покидание собрания с целью выторговать себе какие-либо выгоды и уступки или даже без торговой цели, а просто по слову Псалмопевца "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых", является, вероятно, наиболее древней из таких парламентских коллизий.
Первая такого рода обструкция, называемая также добровольной сецессией, состоялась в Риме 25 веков тому назад. В 494 г. до Р. Х. плебеи удалились на Авентинский холм, и сецессия оказалась действенным орудием борьбы: патриции пошли на уступки и плебеи получили право избирать народных трибунов с правом вето.
С тех пор идея авентинской сецессии никогда не исчезала, являясь в разных странах в разные эпохи, когда с большим успехом для сецессионистов, когда с меньшим. В современной российской практике, даже и с учетом того, что Думу порой небезосновательно называют декоративным собранием, последний раз сецессия имела место совсем недавно. В 2009 году удалялись на Авентинский холм депутаты от КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России", протестуя против злоупотреблений при выборах в Мосгордуму. Некоторое время побудировав, они вернулись в Охотный ряд, но, возможно, их демарш не был вовсе напрасен. Когда менее чем через год, в сентябре 2010 года мэр Москвы Ю. М. Лужков был отрешен от должности в связи с утратой доверия, демонстративная сецессия трех парламентских партий, наверное, тоже сыграла свою роль.
Как показывает опыт, в принципе авентинская тактика (как и коллизии вообще) исключены лишь в собраниях, на 200% управляемых. Верховный Совет СССР с первого своего созыва в 1937 году и вплоть до горбачевских реформ даже и знать не знал, что такое парламентские коллизии, бойкоты, сецессии etc. Но лишь только Горбачевым была допущена при выборах депутатов альтернативность — тут же и узнал.
Между тем выходит, что в смысле беспечального незнания острых коллизий и полной неготовности к ним ПАСЕ стоит скорее на уровне самого демократического в мире Верховного Совета СССР.
При том, что статус, назначенный собранием для российской делегации, т. е. присутствовать в Страсбурге, принимать инспекции ПАСЕ у себя на родине, но при этом быть лишенным права голоса, достаточно унизителен, и в представительных собраниях редко встречается.
Именно в силу своей унизительности, прямо побуждающей представителя, помеченного третьим сортом, хлопнуть дверью. Лишение права голоса на определенный срок обыкновенно допускается применительно к личностям и за нарушение процедурных приличий: оскорбление коллег словом или действием.
В данном же случае поражение в правах мотивировалось политикой страны, которую большинство собрания признало неприемлемой. Но в этом случае более разумными представлялись иные варианты. Либо, хоть политика и неприемлема, не совершать никаких процедурных ущемлений, а просто говорить о неприемлемости при всякой к тому возможности. Так действуют, например в ООН. Либо исключить из ассамблеи, констатировав, что отныне мы вам чужие и вы нам чужие, ибо политика вашей страны идет вразрез с основополагающими принципами нашего собрания. Так поступали в довоенной Лиге Наций. Оба решения имеют свои достоинства и недостатки, но во внутренней логике ни тому, ни другому отказать нельзя.
Решение же ПАСЕ, на которое российская делегация ответила, удалившись на Авентин, достоинством логичности не обладает. Позиция, согласно которой мы по-прежнему будем вас учить, проверять и воспитывать, но рот у вас будет заткнут, никак не способствует организации учебного процесса. Она способствует только сецессии, ибо прямо ее провоцирует. Для того чтобы принять решение удалиться из Страсбурга, необязательно даже быть знакомым с "Историей Рима" Тита Ливия, где подробно изложена вся история про удалившихся плебеев.
В 494 г. до Р. Х. патриции усиленно чесали себе репу, после чего "было решено отправить к плебеям посредником Менения Агриппу, человека красноречивого и плебеям угодного". Он и изыскал примирительный компромисс. Состоит ли в нынешней ПАСЕ современный Менений Агриппа — вопрос гадательный и неясный.