Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Очередное разоблачение в США "российских агентов" можно объяснить лишь новым витком антироссийской кампании. Российского гражданина, служащего представительства Внешэкономбанка в США Евгения Бурякова обвиняют в незаконной работе на правительство России на территории США и в сговоре с этой целью, однако прямых и убедительных доказательств не приводят.
Он встречался с "плохими парнями"
Материальные доказательства вины — специальные технические средства, письменные инструкции для вербовки, крупные суммы наличных денег и прочие улики — отсутствуют. Запрос в поисковике Google как улика не выдерживает критики. Граждан дружественных стран за простое любопытство и даже за экономическую разведку в США не арестовывают, а в случае с Евгением Буряковым требуется еще доказать вину в суде.
Следствие полагает, будто фигуранты дела вели зашифрованные телефонные беседы, наблюдение зафиксировало десятки встреч подозреваемых. При этом вменяемые расшифровки якобы зашифрованных бесед отсутствуют, а встречи российских граждан в Нью-Йорке не нанесли США видимого вреда. И возникает ощущение: повестка антироссийских санкций исчерпана настолько, что началась примитивная охота на ведьм и шпионов.
Виртуальная агентская сеть
В современном мире видеокамерами и охранными устройствами оснащены подъезды жилых домов, офисы и автомобили. Очевидно, разведчики за рубежом живут и работают под неусыпным оперативно-техническим контролем противоборствующей стороны. Как подсказывает логика, цель контрразведки — не уничтожение противника (это сразу вызовет симметричные меры), а максимальное снижение эффективности разведывательной деятельности: обычно она стремится предотвратить утечки информации, снабдить дезинформацией, направить по ложному пути, и так далее.
В этом многомерном профессиональном поединке передача зонтика с разведданными на улице Нью-Йорка выглядит по-голливудски примитивно. Тем более что российский банковский служащий мог посещать в Нью-Йорке российское посольство или торгпредство, где работали двое других подозреваемых — Спорышев и Подобный (сейчас находятся за пределами США).
Однако на волне антироссийской кампании США Евгению Бурякову сложно будет доказать свою невиновность. По двум статьям ему грозит до 15 лет заключения.
Провокации и тюрьма как продолжение санкций
По законам жанра американские СМИ растиражировали заявление генпрокурора Эрика Холдера: "Эти обвинения демонстрируют нашу твердую приверженность борьбе с попытками тайных агентов незаконно собирать разведданные и вербовать шпионов в пределах Соединенных Штатов. Мы будем использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства для выявления и привлечения к ответственности иностранных агентов, действующих на территории страны, независимо от того, насколько глубоко их прикрытие".
Между тем, Евгений Буряков не имел даже дипломатического прикрытия. Американская политика требует жертв, а "российскую агентскую сеть" можно организовать из любого подручного материала. США систематически применяют провокационные методы в отношении российских граждан за рубежом.