Специально для Центра международной журналистики и исследований «Россия сегодня»
- Выступая недавно с ежегодным посланием к конгрессу, президент Обама заявил: «Китай хочет диктовать правила самому быстрорастущему региону мира. Из-за этого наши работники и компании окажутся в невыгодном положении». То есть, обвинил Китай во внутренних проблемах Америки. Вам не кажется, что это свидетельствует о начале осложнений в китайско-американских отношениях?
— Традиционно, большее внимание в таких выступлениях уделяется не международным отношениям, а внутриполитическим вопросам. Нынешнее не стало исключением. Говоря о проблемах своей страны, правительство США всегда рассматривает Китай как «козла отпущения». Оно также не впервые обвиняют нашу страну в попытках изменить мировой порядок. Поэтому нам не следует преувеличивать негативное влияние этой речи на китайско-американские связи. В этом году запланирован визит в США Председателя КНР Си Цзиньпина. Полагаю, наши двусторонние отношения останутся стабильными, и в ближайшем будущем получат дальнейшее развитие.
- Обама также обратился к политическим партиям с призывом «дать ему полномочия для развития торговли, чтобы защищать американских работников и заключать новые соглашения от Азии до Европы, которые будут не только свободными, но и справедливыми». Вам не кажется, что это попытка насадить американскую гегемонию в мировой торговле?
— Транс-Тихоокеанское партнерство и Трансатлантическое соглашение о свободной торговле — два элемента глобальной американской экономической и торговой стратегии. Однако в прошлом году их развитие носило крайне ограниченный и разочаровывающий для Соединенных Штатов характер.
Именно поэтому Обама и обратился к конгрессу за «полномочиями для развития торговли». Это должно способствовать будущим переговорам о судьбе обеих проектов. Данный шаг находится в русле гегемонистской логики США, стремящихся добиться доминирования в определении правил мировой торговли. В последние годы отмечался значительный рост экономических отношений между Китаем и ЕС, этот процесс будет продолжаться. Не думаю, что Трансатлантическое соглашение будет способно каким-то образом повлиять на основные направления отношений Китая и Европы.
- Кто, наряду с США, является наиболее важным партнером Китая в современном мире? Какой регион является для страны самым проблемным, и где вы видите наибольшие возможности?
— В наших традиционных дипломатических построениях мы придаем первостепенное значение крупным странам, и, в особенности, единственной мировой сверхдержаве – США. Однако также приобретает все большее значение развитие «дипломатии добрососедства».
Конечно, Россия является одним из наиболее важных партнеров Китая в современном мире. Только в прошлом году главы наших государств встречались пять раз. Что же касается проблем и перспектив, то и те и другие, на мой взгляд, присутствуют в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
- Как в Китае относятся к объявленному в прошлом году Россией «развороту на Восток»? Рассматривает ли ваша страна Россию в качестве возможного стратегического партнера? В каких сферах — только нефтегазовой или также в других?
— Полагаю, что российский «разворот на Восток» — это хорошая стратегия. Она принесет пользу и России, и региону. В настоящий момент Азиатско-Тихоокеанский регион стал географическим центром мировой политики. Китай и Россия установили стратегическое партнерство, которое позволит им координировать свои действия, и в будущем наши двусторонние отношения ждет быстрое развитие. Сотрудничество в энергетической области — часть нашего экономического сотрудничества, у нас также есть много общих интересов в мировой политике. Именно поэтому мы тесно взаимодействуем в рамках БРИКС, ШОС и других международных организаций.
- В июне нынешнего года Россия займет пост председателя БРИКС. Каковы наиболее острые вопросы, с которыми ей придется столкнуться, и существуют ли шансы изменить ситуацию к лучшему?
— Председательство России в БРИКС играет важную роль для развития организации. Важнейший вопрос для всех стран-членов — поддержание темпов экономического роста. Думаю, Россия предложит некоторые инновационные решения. Я с нетерпением жду начала председательства России в БРИКС и полагаю, что оно станет важной вехой в развитии этой международной организации.
- Оставим в стороне политику. Какое место в Китае занимают русский язык, культура, литература?
— Тесные отношения на человеческом уровне — одна из основ китайско-российских связей. Они будут способствовать развитию двусторонних отношений. В настоящее время гуманитарное сотрудничество наших стран развивается в самых разных областях: отношения между молодежью, образовательные и культурные программы, спорт и сфера средств массовой информации. Однако их потенциал еще далеко не исчерпан.
Китайская молодежь активно интересуется русской культурой. Большинство моих студентов надеются в будущем получить возможность посетить Россию. Запущенный в прошлом году механизм молодежного обмена очень полезен. Он позволит молодежи двух стран лучше понять друг друга, и это послужит надежным фундаментом для развития наших будущих отношений на всех уровнях.
Вышеизложенное представляет собой личное мнение эксперта по предложенным вопросам, и не является позицией университета или какой-либо иной организации.