МОСКВА, 23 янв – РИА Новости. Психологи провели исследование среди ряда политически активных граждан в Соединенных Штатах, в рамках которого они выяснили, что консерваторы по образу мышления в чем-то похожи на восточно-азиатские народы, а либералы – на типичных представителей западного мира, рассказывает пресс-служба университета Виргинии.
"Мы выяснили, что либералы и консерваторы думают совершенно по-разному, словно они принадлежат к двум крайне далеким друг от друга культурам, почти столь же противоположным друг другу, как Запад и Восток. И либералы, и консерваторы каталогизируют и воспринимают вещи по-разному, точно так же, как жители Восточной Азии и люди с Запада смотрят на мир разными глазами", — объясняет Томас Талхельм (Thomas Talhelm) из университета Виргинии в Шарлотсвилле (США).
Идея сравнить менталитет либералов и консерваторов зародилась у Талхельма в ходе предыдущего исследования, в рамках которого он обнаружил, что жители севера и юга Китая мыслят совершенно по-разному из-за исторических различий, буквальным образом выросших из местных сельскохозяйственных традиций. Как выяснил психолог, возделывание риса сделало жителей юга Китая склонным к целостному, интуитивному, "коллективистскому" мышлению, а пшеница превратила северян в индивидуалистов и "аналитиков".
Талхельм и его коллеги предположили, что похожие различия могут существовать и среди политиков в США, где в последние годы идет, по словам самих ученых, настоящая "культурная война" между либералами и консерваторами. Ее следы мы можем увидеть в консервативном "движении Чаепития", либеральной акции Occupy Wall Street, бюджетном кризисе в Конгрессе и в прочих событиях в политической и культурной жизни США.
Руководствуясь этой идеей, психологи из университета Вирджинии изучили особенности менталитета, культурные ценности и политические взгляды у более пяти тысяч граждан Соединенных Штатов, активно интересующихся и участвующих в политической жизни общества и согласившихся принять участие в исследовании.
Для изучения менталитета консерваторов и либералов виргинские психологи разработали ряд тестов, которые помогали ученым оценивать их склонность к аналитическому или интуитивному мышлению, прочие особенности психики и раскрыть их политические взгляды.
К примеру, в одном из тестов авторы статьи показывали добровольцам фотографии трех предметов – к примеру, шарф, руку и рукавицы, и просили убрать лишнее. Как правило, люди с аналитическим складом ума выбирают руку, так как она не является зимней одеждой. В свою очередь, интуитивно мыслящие граждане выбирают шарф, так как перчатки и руки подходят друг к другу.
Когда ученые сравнили ответы добровольцев на такие вопросы, они поняли, что между либералами и консерваторами лежит огромная культурная и ментальная пропасть. Так, подавляющее большинство консерваторов предпочитало мыслить интуитивным образом, что роднило их в этом отношении с жителями юга Китая и прочими "коллективистскими" народами Восточной Азии. С другой стороны, практически все либералы воспринимали мир и свои собственные политические взгляды через призму аналитической модели мышления, считающейся сегодня характерной чертой жителей стран Запада.
Обнаружив столь выраженные различия в менталитете либералов и консерваторов, Талхельм решил выяснить, кто был виноват в этой "культурной войне" — политика или стиль мышления. Для этого он провел еще один опыт, в рамках которого он попытался поменять либералов и консерваторов местами: он учил первых полагаться на интуицию, а вторых — мыслить аналитически.
Эксперимент показал, что стиль мышления в большей степени влиял на политические предпочтения американцев, чем идеология управляла их менталитетом. После кратких курсов аналитического мышления, консерваторы начинали мягче относиться к абортам, однополым бракам, реабилитации наркоманов, соцопеке и программам помощи бедным студентам, а либералы — менее толерантно воспринимали эти идеи.
Как считает Талхельм, различия в менталитете по большей части порождаются теми условиями, в которых живут либералы и консерваторы в США в юности и во взрослые годы жизни. Большая часть либералов сконцентрирована в городах и пригородах, где социальные связи относительно слабы и часто меняются, и где роль религии в жизни общества остается минимально низкой.
С другой стороны, консерваторы поддерживают тесные социальные связи, живут в одном и том же месте практически всю жизнь и тесно связаны с местными светскими и религиозными общинами. Нечто похожее Талхельм заметил и во время исследований менталитета северян и южан Китая. Это позволяет говорить о том, что подобная ментальная пропасть между либералами и консерваторами может существовать во всех странах мира, заключает исследователь.