МОСКВА, 20 янв — РИА Новости. Обрушение цен на нефть напомнило всему миру, что только политика не сможет удержать цены на нефть на уровне 100 долларов за баррель, однако объяснять снижение исключительно экономическими причинами также неверно, пишет эксперт Совета по международным отношениям Майкл Леви в своей статье в The Financial Times.
Предположения о том, что манипуляции Саудовской Аравии или маневрирование стран-членов ОПЕК смогут вечно держать цены на нефть на уровне выше 100 долларов за баррель, оказались в корне неверными. Теперь мировое сообщество начинает придерживаться противоположного мнения – рыночные законы для них становятся главными, а политика в этом вопросе больше ничего не значит. Однако подобный подход не менее неверен и опасен, чем предыдущий, говорится в статье.
Прежнее мнение о том, что удерживало высокие цены на нефть, оказалось несостоятельным, однако политика по-прежнему продолжает влиять на мировые цены и спрос на нефть. Политические факторы, уже начавшие воздействие на мировой рынок нефти относительно недавно, не так очевидны, но не менее значимы, чем раньше, и их игнорирование может привести к новым, дорого обходящимся ошибкам, пишет эксперт.
Многие страны, себестоимость добычи нефти в которых крайне низка, в долгосрочной перспективе могут попробовать нарастить производственные мощности, чтобы еще больше увеличить добычу черного золота, несмотря на низкие рыночные цены. Разумеется, это было бы неразумным решением со стороны группы экспортеров, однако нельзя полностью исключать такую возможность. В то же время страны с высокой себестоимостью добычи нефти могут полностью перейти на менее затратные способы ее добычи, в частности шельфовую и сланцевую нефть, адаптировать налогово-бюджетную политику и ослабить экологические требования для добывающей отрасли, что также повлияет на мировую стоимость черного золота, отмечает эксперт.
Нынешняя низкая стоимость черного золота может спровоцировать отход ряда стран от стандартов расхода топлива и перехода на альтернативные источники энергии, что непременно повысит уровень мирового потребления нефти и поднимет цены на нее. Кроме того, некоторые государства, для которых продажа нефти была одним из главных источников дохода, могут активизировать попытки диверсифицировать свои экономики, сократив в перспективе уровень добычи нефти, считает автор.
Для того чтобы все эти процессы стали хорошо заметны и начали напрямую влиять на цены на нефть, должно пройти определенное время, отмечает экономист.