Елена Дорошенко
Трагические события во Франции 7-9 января 2015 г. – расстрел журналистов Charlie Hebdo и захват заложников в магазине кошерных товаров – долгое время оставались центром внимания мировых СМИ и предметом яростных споров в соцсетях. Эмоциональные дискуссии о высоких идеалах свободы слова, попытки объяснить произошедшее столкновением цивилизаций, конфликтом исламизма и западных либеральных ценностей затмили, а местами и вытеснили реальность: совершен теракт, в результате которого погибли люди. По сути, имело место жестокое преступление — преднамеренное убийство. Каким бы прозаичным ни был этот факт, его нельзя просто игнорировать, сосредоточившись на рассуждениях о стоящих за ним глобальных причинах.
Новые – и всё более оригинальные – толкования теракта, подхваченные и растиражированные СМИ, придают ему всё больший вес, заряжают символизмом. Теракт не уходит в прошлое, его снова и снова переживают на интернет-страницах и разглядывают, кадр за кадром, на мутноватых видео с мобильных телефонов.
Цель террористов достигнута: преступление увековечено, общество если не запугано, то основательно устрашено картинами "деяния", многочисленные смыслы – со всеми оттенками героизма – теракту приданы, причём именно теми, кому теракт был адресован.
Дело в том, что в арсенале преступников-террористов находится ограниченный набор методов прямого физического воздействия на людей; уникальность отдельно взятому теракту придаёт далеко не политический контекст и идеологическое наполнение, а комбинация, последовательность и характер осуществляемых террористами действий. Именно это и позволяет делать обобщения и говорить о сценарии теракта: захват заложников, оповещение властей об угрозе жизни граждан, торг, пытки, убийство заложников и/или "героическая" смерть террористов в результате спецоперации. Существенными вариациями могут быть наличие или отсутствие одного или нескольких элементов в этой цепочке, а также условия, в которых осуществляется теракт (например, автобусная остановка, рынок, общественное здание или самолёт).
К сожалению, террористам оба раза удалось добиться своей основной цели — привлечь к себе внимание. Оба раза преступники почувствовали себя чуть ли не художниками: совершенное ими удостоилось многократной трансляции, было насыщено яркими идеями и символами, до которых сами авторы, скорее всего, и не додумались бы.
Очевидно, что "Аль-Каида" и ИГ уделяют большое внимание PR-технологиям – об этом говорит высокое качество и профессионализм съёмок казней заложников и тренировок отрядов террористов. Обе организации совершенствуют свои тактики, постоянно проверяя мировое сообщество на прочность: какой сценарий вызовет более громкую реакцию? В случае с Charlie Hebdo, как бы цинично это ни звучало, атака на журнал принесла преступникам гораздо большую популярность, чем нападение на магазин – при том, что люди погибли в результате обоих терактов.
Дискуссия в стиле “Je suis…”
Нетаньяху, широким жестом пригласивший французских евреев в Израиль, подвергся критике как у себя на родине, так и в других странах: его попытки упрочить своё положение в преддверии предвыборной гонки оказались слишком очевидны. Как сообщает The Telegraf, сначала израильский премьер выразил готовность следовать рекомендации президента Франции Олланда, и воздержаться от участия в марше солидарности, чтобы не создавать ассоциаций с ближневосточным конфликтом. Однако узнав, что два его главных соперника собираются участвовать в марше, Нетаньяху передумал, чем "подсказал" французской администрации решение пригласить палестинского лидера Махмуда Аббаса в качестве "противовеса".
Смерть по мобильному
Спор о нападении на свободу слова — в лице журнала Charlie Hebdo — видимо, будет продолжаться ещё очень долго; однако участники дискуссии почему-то склонны забывать о том, что, помимо политических, существуют и другие – общечеловеческие — ценности. Обязательно ли было любителям сенсаций уподобляться "Аль-Каиде" и ИГ, запечатлевая на мобильный сцены убийства людей? Может быть, гораздо полезнее было бы использовать телефон по прямому назначению, и вызывать полицию и "скорую", попытавшись спасти жизнь хотя бы тому, кого террористы добивали? Ведь в ходе преступления гибли люди, а не символы противостояния добра со злом, а весь мир – глазами очевидцев – в итоге вынужден был наблюдать вовсе не за партией в шахматы, где с доски поочерёдно снимали фигуры.
В случае с Charlie Hebdo террористам удалось направить общественную дискуссию в идеологическое русло противостояния религиозных ценностей, прав и свобод. Обе стороны при этом обогатились героями — братья Куаши и Ахмеди Кулибали выполнили своё обещание стать "шахидами", а погибшие люди были превращены СМИ и падкими на сенсацию очевидцами из жертв преступления в символы свободы слова. Человеческая жизнь – как сама по себе высшая ценность, которая не нуждается в толкованиях и интерпретациях – осталась за кадром.