МОСКВА, 14 янв — РИА Новости. Террор ни при каких условиях нельзя оправдать, однако не следует, на фоне поддержки французского еженедельника Charlie Hebdo, оскорблять исторические личности и превращать это в политическую кампанию, заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Новый номер сатирического еженедельника Charlie Hebdo — первый после кровавого теракта в редакции, вышел в среду небывалым тиражом в 3 миллиона экземпляров с новой карикатурой на мусульманского пророка Мухаммеда, размещенной на обложке журнала.
"Я не хотел говорить на эту тему, пока шел траур… Теракту, конечно же, нет оправдания, и правильно сделали многие люди, которые проявили солидарность с народом Франции, с руководством этой страны, которое сегодня борется с террором. Но это, наверное, не вся правда", — сказал Чаплин в эфире программы "Вечность и время" на телеканале "Спас".
Представитель Московского патриархата отметил, что лично не хочет проявлять "никакой солидарности с той кампанией в поддержку действий известного журнала, которая очень быстро была выстроена на основе естественного желания людей проявить солидарность с жертвами". "Когда началась попытка побудить всех солидаризироваться с теми достаточно проблемными, мягко говоря, карикатурами, которые опубликованы и еще будут публиковаться в известном журнале, уже началась определенная политическая кампания — попытка поставить перед людьми вопрос: ты с кем — с террористами, а также со всем мировым злом или ты с этим журналом, с авторами известных карикатур?" — сказал Чаплин.
Однако, отметил глава синодального отдела, данный выбор ложный и человека "нельзя ставить в жесткую дилемму". По словам Чаплина, когда появились массовые манифестации с плакатами Je suis Charlie ("Я Шарли"), у него "почему-то это вызвало некую реакцию отторжения".
"Нужно бороться с террором, террору нет оправдания, но это не значит, что нужно солидаризироваться с провокационным богохульством и провокационным кощунством или с оскорблением тех или иных личностей, а это тоже имело место в известных карикатурах. Человек может быть против террора, и он может по крайней мере дистанцироваться от тех действий, которые были совершены в прошлом и, наверное, еще не раз будут совершены в рамках этого журнала", — отметил представитель РПЦ.
Говоря о начатой кампании и развернувшейся в связи с этим дискуссии в обществе, Чаплин не исключил, что эта кампания может означать, что, "использовав теракт, скорбь, солидарность, жалость к жертвам, кто-то пытается жестко продавить верховенство одной ценности над всеми другими — верховенство ценности свободы слова над всем остальным: над нравственностью, над чувствами верующих людей, над гражданским миром, над будущим общества".
"Это, как мне кажется, нам сегодня пытаются в жесткой форме не то что объяснить, а навязать: ничто не выше свободы слова и свободы творчества, и ничто не выше человеческой жизни. Все остальное – чушь и ерунда. Нравственность не так важна, мир гражданский не так важен – вот это нам сегодня пытаются сказать. Я не хочу встраиваться в хор тех людей, как при Брежневе, которые говорят вот этим одним голосом, в том числе на массовых манифестациях", — сказал Чаплин.
Он добавил, что "очень не хотел бы, чтобы мировая повестка дня определялась, с одной стороны, теми, кто рисует кощунственные и низкопробные карикатуры, а с другой стороны – террористами, которые прикрываются исламом или какой угодно иной религией или какими-нибудь политическими убеждениями – левыми или правыми".
"Разумные, совестливые люди, которые думают о будущем, о гражданском мире – они должны определять мировую повестку дня, а не радикальные силы с двух сторон. Иначе все это на самом деле может кончиться большой кровью", — заключил глава синодального отдела.