Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В России более пяти лет действует институт штатных военных священников. Это возвращение вековых традиций. И сегодня богослужения, духовные беседы на исторические и другие актуальные темы несут свет, генерируют высокое состояние духа. Священники идут в войска, на корабли, и дают душе воина опору: определяют систему координат, духовно-нравственные критерии.
Пробуждение веры
Непросто посеять доброе и вечное, донести Слово Божье до военнослужащих, у которых много мирских забот, и порой недостаточно развит аппарат восприятия духовных ценностей. Сознание многих молодых людей искажено идеологией материального потребления. Служба по призыву в Вооружённых Силах – возможность изменить мировоззрение.
Воинские будни способствуют пробуждению веры, ведь человек редко приходит к Богу путём философских размышлений о жизни и смерти, чаще – в результате исключительных жизненных обстоятельств. Закономерно, что среди ведущих к свету военных священников много офицеров запаса.
Однако протоиерей убеждён, что его офицерская служба продолжается до сего дня: "Укрепление воинского духа – это укрепление обороноспособности страны". По благословению владыки возглавляет епархиальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами.
Такие люди доказывают свою веру и убеждённость трудами всей жизни.
В атаку – с молитвой
К участникам учения с печатным словом обратились митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, представитель верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России на Дальнем Востоке Артур Гарифуллин. Помощник командира 37-й отдельной мотострелковой бригады по работе с верующими военнослужащими лама Баир Батомункуев вдохновлял на ратный труд исповедующих буддизм.
С молитвой и Божьей помощью основные задачи учения выполнены успешно.
Не словом единым
Синодальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами очень серьёзно относится к подбору и подготовке военных священников. За последние годы в Военном университете Министерства обороны (город Москва) повысили квалификацию уже более 60 представителей военного духовенства – помощников командиров соединений, частей и вузов по работе с верующими военнослужащими. И эта работа становится заметнее в войсках.
В 2014 году первые военные священники назначены в корабельные соединения Каспийской флотилии, что благотворно сказалось на духовном облике моряков.
Еланский учебный центр в Свердловской области посетил муфтий Уральского муфтията Сибагатулла Сайдулин. Ознакомился с ходом боевой подготовки и современными образцами бронетехники, и обратился к военнослужащим-единоверцам: "Ответив на призыв Отчизны, вы проявили уважение и любовь к своей малой и большой Родине. Осваивая сегодня сложное вооружение, будьте терпеливы к армейским будням и трудностям, терпимы к сослуживцам. Вам предстоит много непростых дел, желаю достойно пройти через все трудности". И эти слова нашли отклик в душах верующих.
Военнослужащие авиационной группы "Липецк" в День Рождества Богородицы посетили Крестовоздвиженский храм в сопровождении помощника начальника Липецкого авиацентра по работе с верующими священника Илии Азарина. Многие авиаторы исповедались и причастились Святых Христовых Таин. С верой легче и на земле и в небе.
На центральной площади города Малоярославца Калужской области открыли первый в России памятник военному священнику, герою отечественной войны 1812 года Василию Васильковскому. В бою под Малоярославцем отец Василий сам повел в атаку русских солдат. В бою получил два ранения, и остался в строю. За мужество первым из священников Русской православной церкви награждён орденом Святого Георгия.
"Это исторический урок для всех нас, чтобы мы вдохновлялись примером полкового духовенства на самоотверженный христианский подвиг ради блага Церкви, Отечества и ближних наших", — отметил в Малоярославце архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.
2015-й год объявлен в России Годом литературы. В декабре 2014-го в Центральном военном округе прошла благотворительная акция "Подари солдату книгу", с участием храмов и церквей шестидесяти трёх православных епархий Поволжья, Урала и Сибири. Священнослужители предложили прихожанам принести книги из домашних библиотек: художественную литературу, мемуарную, научную, книги по истории России, культуре, взаимоотношениям армии и церкви. Прихожане откликнулись. Из храмов книги переданы в соединения и воинские части округа, суворовские и кадетские училища для комплектования комнат досуга и полевых библиотек.
Даже этот краткий обзор событий показывает масштаб деятельности военных священников и пользу их служения России.
Религия в зарубежных армиях
Мир разделяют принципиальные различия – идеи, поэтому институт военных священников серьёзно влияет на вооружённые силы иностранных государств.
В США – самая развитая военно-религиозная служба, начало которой положено в 1775 году. С тех пор военные священники пользуются всеми правами и привилегиями офицеров, только не носят оружия. Это первые советники и консультанты командиров по вопросам религии, нравственности и морали – применительно к личному составу части. Действуют и находятся в резерве около 5000 капелланов различных конфессий, что позволяет дифференцированно охватить весь личный состав. В 1975 году в американской армии впервые появились капелланы-женщины.
Институт военных священников присутствует во всех европейских государствах. В странах НАТО служат 3500 капелланов.
В Израиле, главный военный раввинат образован вместе с вооруженными силами в 1948 году, во время войны за независимость.
Огромно влияние религии на боевую подготовку, морально-психологическое состояние и организационно-штатную структуру войск в мусульманском мире, где духовная власть доминирует над светской. Здесь пропагандируются религиозные идеи и примеры священной борьбы за веру и самопожертвования в борьбе за торжество ислама.
В Иране, где господствует принцип неограниченной власти духовного лица, создан корпус стражей исламской революции (КСИР), подчиненный непосредственно аятолле.
В силу социально-исторических различий зарубежный опыт невозможно использовать в Вооруженных Силах многоконфессиональной и многонациональной России. Важнее изучение и внедрение многовекового "боевого опыта" Русской православной церкви и других отечественных конфессий.