Владимир Катин, журналист-международник, Люксембург, для МИА "Россия сегодня"
В завершающемся году обстановка на мировых рынках энергетического сырья складывалась весьма напряженно. Котировки нефти последние шесть месяцев идут на убыль. И многие наблюдатели задаются вопросом: стихийно ли образовался этот рыночный тренд, или здесь имеет место спланированная акция?
Обстановка на сегодня
С начала года рынки нефти и нефтепродуктов не вызывали каких-либо опасений как у экспортёров этой продукции, так и у потребителей. Однако начиная со второй половины июня цены на нефть на биржах Лондона и Нью-Йорка стали систематически снижаться.
Чаще всего причиной называют заметное превышение предложения над спросом. Действительно, в ряде стран произошел спад производства, поэтому и сократилась потребность в энергоносителях. В качестве дополнительного фактора снижения называется также укрепление доллара по отношению к другим свободно конвертируемым валютам.
Так или иначе, но конкретный факт налицо: за последние полгода стоимость барреля нефти упала вдвое.
Следует признать, что дирижёрская палочка, регулирующая ценообразование на нефтяном рынке, находится в руках Организации стран экспортёров нефти (ОПЕК). На последней встрече в Вене в конце ноября руководители картеля, несмотря на падение мировых цен, решили оставить квоту на добычу на прежнем уровне — 30 млн баррелей в день. Последствия этого решения не заставили себя ждать: котировки нефть продолжили падать.
Доля добычи нефти шести арабских монархий — Саудовская Аравия, Бахрейн, Арабские эмираты, Кувейт, Катар и Оман — составляет больше половины всей квоты ОПЕК. В итоге, при нынешних ценах на нефть эти страны теряют в год до 350 млрд долларов. Получается, что потери добровольные, и вполне очевидно, что столь щедрый жест делается неспроста.
А если это делается продуманно и преднамеренно, то с какой стати, в чём здесь смысл?
Перспектива на завтра
По мнению европейских аналитических агентств, от падения мировых цен страдают нефтепроизводители других стран, и прежде всего — США. Дело в том, что себестоимость добычи одного барреля нефти в арабских странах-производителях составляет не более 20 долларов, тогда как в США, где добывается в основном сланцевая нефть, она выше 60 долларов. В Канаде добыча обходится ещё дороже — около 100 долларов за баррель.
Агентство Reuters провело 22 декабря опрос 30 экономистов и аналитиков. Их прогноз цен на нефть марки Brent — 74 долларов за баррель в 2015 году, и 80,3 долларов — в 2016 (сейчас Brent торгуется на уровне 60-65 долларов за баррель).
Ведущий аналитик агентства ANZ Натали Рампоно полагает, что США не смогут в дальнейшем продолжать добывать у себя сланцевую нефть при затратах на добычу в 60 долларов за баррель. "Дело идёт к тому, что США и Канада через 6-12 месяцев будут свёртывать своё производство", — считает аналитик. Если так произойдёт, то глобальная добыча нефти в мировом масштабе тоже сократится, и это отразится на её рыночной цене.
Вот мнение другого специалиста, Даниэля Энга из агентства Phillip Futures: "Нет оснований полагать, что в ближайшее время нефть подешевеет. Скорее всего, на арену выйдут спекулянты. Ведь это они активно скупали дешёвую нефть, а теперь начнут продавать её по повышенной цене с выгодой для себя".
Впрочем, есть и другие суждения на этот счёт. Экономисты Международного валютного фонда (МВФ) приветствуют и поддерживают снижение стоимости нефти, выступают за то, чтобы этот процесс продолжался. При низких ценах на нефть, заявляют в МВФ, выигрывает мировая экономика в целом, и в первую очередь те страны, которые зависят от импорта энергоносителей. В МВФ считают, что при сложившихся ценах на нефть подъём мировой экономики составит 0,7%.
Однако это всего лишь пожелания. Ведь МВФ не может влиять на конъюнктуру мирового нефтяного рынка.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции