Якуб Корэйба (Польша), Центр международной журналистики и исследований
В информационном пространстве Запада все чаще звучат упоминания о сказке про трех богатырей. Балтийских богатырей, которые готовятся к героическим сражениям с российским чудовищем. И хотя запугивание «угрозой с Востока» старо, как мир, сегодня милитаризация сознания и территории трех балтийских соседей России идут ускоренными темпами.
Несмотря на последствия кризиса и сложную экономическую ситуацию, военные бюджеты всех трех балтийских республик стремительно растут. В нынешнем году они обязались довести их до требуемых НАТО 2 процентов ВВП, что для маленьких и страдающих от российских «контрсанкций» экономик станет тяжелым бременем. Все они запустили масштабные программы вооружений. Эстония объявила самый большой с момента обретения независимости тендер на приобретение военной техники: она намерена купить у Нидерландов 44 БМП модели CV90. И это — вдобавок к уже приобретенным 1100 грузовикам и джипам, 500 мобильным командным пунктам и 81 финским БТР «Патрия». В то же время Латвия купила у Великобритании 123 поддержанные боевые гусеничные машины разведки CVR(T) и собирается подписать договор на поставку БМП модели IFV. Эстония и Литва получили согласие государственного департамента США на приобретение противотанковых систем Javelin, Латвия намерена купить противотанковые реактивные управляемые снаряды Spike.
Все три прибалтийских государства намерены объединить национальные системы обороны: образовать единые логистические и ремонтные центры, а также, по требованию НАТО, начать создание объединенного генштаба трех армий и расширить деятельность Балтийского оборонного колледжа. Они готовятся к созданию совместной системы ПРО и возрождению Балтийского батальона — BALFOR был упразднен в 2009 году по причине бюджетного кризиса в Латвии — который войдет в состав Сил быстрого реагирования НАТО уже в 2015 году. Это подразделение примет участие в американских учениях Sabre Strike а также натовских маневрах в Испании и Португалии (High Visibility Exercise Trident Juncture).
Эти военные расходы сильно ударят по бюджетам балтийских стран, при этом они не в состоянии обеспечить национальную безопасность. Да это и не является их истинной целью. Речь идет о выполнении условий, которые «балтийским богатырям» поставил вашингтонский князь. Ему они решили отдать свою землю во владение: согласно планам США, прибалтийские национальные армии должны выполнять обслуживающие и охранные функции для Сил быстрого реагирования НАТО и элементов ПРО США, которые Вашингтон хочет разместить в регионе. Именно за этот подарок прибалтийские республики готовы полностью подчиниться глобальной стратегии США.
Классическое определение суверенитета включает в себя три ключевых элемента: эффективную власть, население и территорию. В результате решений собственных властей страны Балтии лишаются двух первых: населения — в силу продолжительного социально–экономического кризиса, и власти, поскольку они передали основные компетенции в Брюссель. Оставалось лишь отдать третий элемент, что «богатыри» и делают, предоставляя США национальную территорию в обмен на гарантии своего пребывания у власти. Справиться с этой задачей помогает их лимитрофное географическое положение: превращение Литвы, Латвии и Эстонии в форпост НАТО заложено в американской стратегии «сдерживания России».
Во-первых, страны Балтии находятся в непосредственной близости от России, а у соседей отношения всегда развиваются интенсивнее, чем у стран, разделенных океаном. В интересах США сделать эти отношения конфронтационными. Позиционирование этих стран и России как «вечных врагов» позволит США оставаться как востребованным «советником» в выработке внешней политики «трех богатырей», так и участником геополитической игры в масштабах всего региона.
Во-вторых, хотя эти страны уже более 10 лет находятся в составе НАТО и ЕС, их элиты — и отчасти население — испытывает дефицит безопасности. С их точки зрения, данные организации не в состоянии полностью защитить их суверенитет, и только прямое присутствие военной инфраструктуры США станет гарантией их выживания. Прибалтийские политики страдают русофобией в большей степени, чем руководители других – экономически более успешных – соседей России, и эта русофобия – слагаемое внешней политики этих государств. В отличие от Финляндии или Норвегии, чьи правительства не имеют оснований для сомнений в лояльности собственных граждан, уровень жизни и цивилизационные перспективы литовцев, латышей и эстонцев заставляют руководство республик бояться «мягкого влияния» более успешных соседей.
В-третьих, США могут сэкономить. Идеологическая ориентация местных элит, а также психологический профиль их руководителей позволяют Америке представить превращение их в инструменты своей политики — за которые с другими странами нужно было бы расплачиваться деньгами, техникой и политическими уступками – чуть ли не как одолжение. За которое прибалтийские государства должны выразить Вашингтону политическую и материальную благодарность.
Вот почему балтийские соседи России являются, с точки зрения США, идеальными кандидатами на роль восточноевропейских вассалов. Они могут, да и всячески желают не только бросить к ногам вашингтонского князя свою территорию, но и мобилизовать ресурсы для походов против «российского дракона». Если верить местным газетам, он готов вот-вот напасть на «трех богатырей».